Обсуждение инициативы подтвердил «Коммерсанту» источник среди производителей электроники. Сейчас в реестре есть только один отечественный бренд телевизоров «Квант».
Член Корейского общества информационных дисплеев Иван Кулеманов считает, что российские производители хотят попасть в реестр для получения преференций при госзакупках, вытеснив в первую очередь южнокорейских вендоров LG и Samsung, а также китайские компании, не имеющие заводов в стране. Если телевизоры включат в реестр, они попадут под действие правила «второй лишний» на госзакупках. Оно введено в 2021 году и предполагает, что если в тендере участвуют несколько компаний, то заказчик обязан выбрать продукт, включенный в реестр российской радиоэлектроники.
Пока госкорпорации и госсектор могут продолжать приобретать телевизоры иностранных брендов по ФЗ-223 и ФЗ-44, признает Иван Кулеманов. Однако из-за удорожания логистики, преимуществ по закупке локализованной продукции и планируемого утильсбора на импортные модели ценовое предложение отечественных производителей скоро окажется привлекательнее, полагает он. Российские компании пытаются таким образом конкурировать в первую очередь между собой, а не с иностранными поставщиками, считает Иван Кулеманов.
Сейчас почти все телевизоры на рынке не способны соответствовать балльной системе Минпромторга, требующей, чтобы в конечном устройстве было использовано не более 70 % иностранных комплектующих, а с 1 января 2025 года — не более 60 %, отметила вице-президент OCS Distribution Ольга Доровская. При производстве телевизоров используются импортные матрицы из Китая, они составляют 80 % от стоимости, пояснила она. Применять российские процессоры тоже проблематично, так как на них не протестировано программное обеспечение.
Критерии Минпромторга в текущей редакции соблюсти реально и повышение уровня локализации со следующего года также будет возможно благодаря постоянно растущей производственной базе компонентов на территории РФ, убежден гендиректор NexTouch Владимир Крикушенко. Он добавил, что компания планирует в конце года запустить новое производство, которое повысит уровень локализации и даст необходимые компоненты всем участникам рынка.
Ранее «Телеспутник» писал, что собственные торговые марки ретейлеров могут занять половину рынка телевизоров.