Как пишет «Коммерсант», в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и авиакомпаниях считают, что часть данных относится к конфиденциальной информации и не может передаваться без дополнительного согласия пассажира. Кроме этого, в авиакомпаниях опасаются утечек данных и возросшей ответственности за них. Однако в то же время близкие к Минтрансу собеседники издания отметили, что государственная система хорошо защищена, а отслеживание аномалий в данных позволит быстрее вычислять преступников.
Проект приказа о новом порядке формирования автоматизированных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже), который должен вступить в силу 1 сентября, подготовил Минтранс. Данные должны передавать перевозчики на воздушном, водном и железнодорожном транспорте, а также автотранспорте при междугородном и международном сообщении (кроме рейсов между Москвой и Подмосковьем, Петербургом и Ленобластью).
Сведения будут поступать в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Ее оператором является ФГУП Минтранса «Защитаинфотранс». Доступ к базе имеют в том числе Росавиация, Ространснадзор, МВД и ФСБ. Сейчас в ЕГИС ОТБ собираются только паспортные данные, дата поездки и маршрут.
Проект нового приказа расширяет этот перечень. В нем появится информация, которую пассажир указывает при бронировании и покупке билета (Passenger Name Records, PNR). В нее входят номер телефона, адрес электронной почты, сведения о билете. Кроме того, предлагается также собирать данные учетной записи (логин и пароль) на сайте или в приложении перевозчика, а также IP-адрес и номер порта, с которого передавалась информация. При оплате банковской картой перевозчик должен будет передать четыре последние цифры карты и наименование банка, а также стоимость билета и класс обслуживания. Данные будут храниться в течение семи лет.
Ранее «Телеспутник» писал, что в РФ существенно выросли штрафы за нарушения при размещении персональных данных.