img01 марта 2023 в 12:50

Инклюзивность, агрессивная реклама и жесткая цензура: об уходе главы YouTube

В феврале крупнейший видеохостинг в мире YouTube оставила гендиректор Сьюзан Вожицки. Стоит признать, что девять лет, в течение которых она возглавляла видеосервис, оказались весьма продуктивными. YouTube вошел в число самых посещаемых сайтов в интернете, за счет высоких продаж рекламы на платформе сгенерировал солидную долю выручки для своей материнской компании, а главное — окончательно сформировался как медийный инструмент западных корпораций.

В феврале крупнейший видеохостинг в мире YouTube оставила гендиректор Сьюзан Вожицки. Стоит признать, что девять лет, в течение которых она возглавляла видеосервис, оказались весьма продуктивными. YouTube вошел в число самых посещаемых сайтов в интернете, за счет высоких продаж рекламы на платформе сгенерировал солидную долю выручки для своей материнской компании, а главное — окончательно сформировался как медийный инструмент западных корпораций.

Вожицки стала во главе YouTube в период бурного роста видеосервиса. Google управляла им уже восемь лет (сделка состоялась в 2006-м), на платформе были внедрены новые технологии, в частности, поддержка разрешения 4K, видео с высокой кадровой частотой, а количество пользователей превышало 1 млрд, согласно данным Omnicore.

Основные же достижения нового гендиректора связаны с развитием сервисов и монетизации. При Вожицки было запущено отдельное приложение для детей с настройками родительского контроля, внедрена платная подписка, создана собственная платформа стриминга телеканалов, а также игровой сервис. Не все из них прижились сразу, а кое-что пришлось и вовсе свернуть. К примеру, проблемы сопровождали приложение YouTube Kids — его критиковали за публикацию видео не для целевой аудитории, интеграцию рекламы. Сервис YouTube Gaming просуществовал почти четыре года и был закрыт, потому что геймеры попросту не понимали, зачем он нужен в ситуации, когда их задачам полностью отвечал основной YouTube.

О финансовых результатах достаточно судить по следующему факту: если по итогам 2017 года рекламная выручка YouTube составляла 7,3 % от общей выручки материнской компании Google, то по итогам 2022-го — 11,35 %, по информации Statista.

Однако самым важным активом видеохостинга стала его аудитория. Только представьте себе, что у вас есть миллиард зарегистрированных пользователей (а сегодня их уже 2,6 млрд), сведения о которых — страна проживания, пол, возраст, интересы — представляют собой практически ничем не ограниченный инструмент для рекламных кампаний. В этом смысле YouTube был очень эффективен, что доказывает все тот же рост рекламной выручки.

Но крупные рекламодатели из числа американских корпораций ведь преследовали не только рекламные цели. Незаметно и планомерно платформу превратили в источник политических манипуляций, способ формирования определенных нарративов. Аудитория для этих задач была идеальная: согласно отчету Pew Research Center, 95 % американцев в возрасте 18–29 лет и 91 % в возрасте 30–49 лет пользуются YouTube. Политически и экономически это самая активная прослойка населения. Предположу, что в остальных странах, где доступен американский видеохостинг, ситуация с аудиторией вряд ли отличается кардинально.

Некоторые изменения видеосервиса делались полностью в угоду корпораций. Вспомните хотя бы обновленную политику использования или скрытие счетчика дизлайков.

Некоторые изменения видеосервиса делались полностью в угоду корпораций. Вспомните хотя бы обновленную политику использования, по условиям которой все видео на платформе стали сопровождаться рекламой, и не важно, согласился автор участвовать в партнерской программе или нет. Этот шаг был выгоден крупным рекламодателям — они получали более широкий охват и частоту для рекламных сообщений. Да и сам YouTube, чего уж скрывать, был не прочь увеличить выручку.

Или скрытие счетчика дизлайков. В YouTube заявляли, что пошли на этот шаг в результате проведенного эксперимента — он показал, что пользователи реже нажимают дизлайк, если не видят число негативных оценок под роликом. Дескать, дизлайки чаще всего ставят начинающим авторам с небольшим количеством подписчиков. «Мы хотим создать на YouTube безопасную инклюзивную среду для развития и самовыражения. Скрытие счетчика дизлайков — один из шагов на пути борьбы с необоснованным негативом, с которым сталкиваются авторы», — объясняли представители видеохостинга. Но по странному стечению обстоятельств это решение совпало со своеобразной войной, которую пользователи YouTube устроили контенту, где продвигалась ЛГБТ-повестка. Такие видеоролики регулярно тонули от негативных комментариев и оценок. А поскольку тема инклюзивности для американских корпораций — крупнейших рекламодателей на платформе — являлась неприкасаемой, да к тому же хорошо продавалась, то Google именно их сторону и выбрала. Хотя публично и назвала другие причины решения.

Известные события 2022 года вскрыли другой гнойник на теле американского видеохостинга. Когда понадобилось удалить с платформы видео с неправильной точкой зрения, в YouTube не пожалели никого — закрыли всех, от маленьких каналов до миллионников. Частично ситуация затронула и канал «Телеспутника»: нам заблокировали один из видеороликов, но после апелляции восстановили доступ к нему.

Бизнес и политика часто идут рука об руку. А крупные американские корпорации не стесняются использовать политику как инструмент достижения своих интересов. И деятельность Вожицки на посту гендиректора YouTube — тому яркий пример. За эти девять лет платформа отработала повестку на отлично, доказала свою медийную эффективность, а в итоге — расстроила всех. Это не мой вывод, а слова самой Вожицки, которая в интервью изданию Vox именно такими словами (“We managed to upset everybody”) описала последствия принятых компанией ключевых решений. Сьюзан, не стоит оправдываться, ты отлично справилась со своей ролью!

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий