img18 апреля 2024 в 13:00

Зачем конкурировать честно, если есть Роскомнадзор?

Ассоциация профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров (АППСИМ) попросила Роскомнадзор заблокировать TikTok. Авторы обращения настаивают, что это позволит отечественным платформам нарастить свою аудиторию и расширить возможности для монетизации. Проблема только в том, что даже в случае блокировки те 30 млн, о которых идет речь в обращении (имеется в виду количество активных пользователей TikTok в РФ), не перейдут на российские площадки.

Ассоциация профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров (АППСИМ) попросила Роскомнадзор заблокировать TikTok. Авторы обращения настаивают, что это позволит отечественным платформам нарастить свою аудиторию и расширить возможности для монетизации. Проблема только в том, что даже в случае блокировки те 30 млн, о которых идет речь в обращении (имеется в виду количество активных пользователей TikTok в РФ), не перейдут на российские площадки.

Самый популярный сервис коротких видео в мире раздражает и правительства ряда стран, и конкурентов. Первые стремятся заставить TikTok строго соблюдать законы, вторые — через свое лобби во власти ограничить развитие сервиса путем различных регуляторных механизмов.

Этот рынок, где китайское приложение успешно обходит конкурентов, огромный. Вот лишь несколько цифр. В 2023-м только в США выручка TikTok превысила 16 млрд $. Сервис динамично растет и по итогам года набрал 170 млн пользователей. По данным Sensor Tower, приложение TikTok стало самым скачиваемым на территории страны — его загрузили 47 млн раз. Приложения Facebook* и Instagram уступают своему китайскому конкуренту с результатом 35 млн и 34 млн скачиваний соответственно. Платформа пользуется большой популярностью среди американцев, чему наверняка способствует шумиха, связанная с угрозой запрета сервиса на территории США. Эксперты ожидают, что в случае сохранения тенденции китайская ByteDance (материнская компания TikTok, — прим. ред.) станет владельцем крупнейшего в мире социального медиа, обогнав Meta Platforms (признана в России экстремистской организацией и запрещена), выручка которой в 2023 году составила 139,90 млрд $ (у ByteDance за тот же период — 120 млрд $).

А вот у российского юрлица «ТикТок рус» дела идут неважно: 2023 год был завершен с убытком в 426,8 млн рублей. Кстати, этот аргумент в числе прочих приводят авторы обращения в Роскомнадзор, считая, что компания не стремится инвестировать в содержание и/или аренду серверов, а через это — и в развитие рынка цифровых платформ в нашей стране.

Эксперты АППСИМ не нашли подтверждения тому, что TikTok соблюдает закон «О персональных данных», согласно которому данные пользователей должны быть локализованы на территории РФ, а также попросили регулятора проверить организацию на предмет соблюдения закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части того, что касается применения рекомендательных технологий.

С 2022 года TikTok заблокировал загрузку новых видео российскими пользователями, оставив лишь возможность просмотра имеющихся на платформе роликов. А профессиональное сообщество лишилось и доходов за просмотры, и шанса делать что-либо на этой площадке. «Таким образом компания вставила ногу в закрывающуюся дверь и не дает ей захлопнуться. Фактически все, что делает данная площадка в России на сегодняшний день — это оттягивает пользователей из отечественных платформ, которые пришли на смену TikTok», — настаивают в АППСИМ.

В обращении прямо называются бенефициары потенциальной блокировки китайского сервиса: «VK Клипы», Yappi и «Дзен». Именно эти отечественные платформы готовы включиться в борьбу за огромную аудиторию TikTok, которая по-прежнему заходит на платформу и даже проводит там в среднем 71 минуту в день (по подсчетам Mediascope) «потому что привыкла».

Бизнесу не впервой использовать подобный прием, это происходит сплошь и рядом, и не только в нашей стране. Попытка насильственной продажи подразделения TikTok в США — это тоже следствие того, что местные цифровые платформы проиграли конкуренцию ByteDance. А разговоры про сомнительные методы сбора информации и необходимость защиты персональных данных, в которую власти США оборачивают свою политику в отношении TikTok и скармливают публике — не более чем ширма.

Китайский сервис сумел создать качественный алгоритм рекомендаций — именно эта разработка является основой его мирового успеха (но, разумеется, не только она). У отечественных же конкурентов такого алгоритма нет, в чем автор этих строк не раз убеждался лично. «VK Клипы» и Yappi, как правило, предлагают все подряд вместо того, что зрителю реально интересно. Тратить свое время на сортировку мусорного контента не хочет никто, и я понимаю, почему российский пользователь по-прежнему предпочитает TikTok даже в ситуации, когда на платформу нельзя загружать новые ролики.

К сожалению, те преимущества, которые приписывают отечественным аналогам, не являются решающими: ни большая аудитория, ни наличие звезд, ни возможность перезаливов роликов из TikTok (в случае с «VK Клипы»), ни продвинутые функции редактирования, ни возможность коллабораций, ни продуманный интерфейс (в случае с Yappi). Единственное, что здесь по-настоящему важно — выбор пользователя. И он этот выбор сделал. Стоит ли обвинять отечественные плафтормы в том, что они используют неконкурентный способ и стремятся поделить шкуру неубитого медведя? Наверное, нет. Если уж в США в истории с TikTok пошли на нарушение конституции, то чего стесняться российским конкурентам? Этот бизнес какой надо бизнес.

 

* принадлежит Meta Platforms, которая признана в РФ экстремистской организацией и запрещена.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий