Умный Лондон
Лондон смело можно назвать не только мировой финансовой столицей, но и одним из лидеров по внедрению технологий умного города, наряду с Москвой, Барселоной, Нью-Йорком, Сиднеем и другими крупнейшими городами мира.
В 2013 году еще при мэре Борисе Джонсоне городские власти утвердили дорожную карту Smarter London Together, в которой описаны основные направления внедрения и развития инноваций в городской среде. В британской версии города будущего особенное внимание уделяется пользовательским сервисам, налаживанию обмена данными, возможностям подключения, кибербезопасности и повышению вовлеченности городского населения.
В Лондоне действует множество систем сбора данных, на их основе проводится анализ и принимаются дальнейшие решения. Например, система оплаты проезда Transport for London помогает в управлении муниципальным транспортом, с помощью данных осуществляется планирование маршрутов автобусов, поездов и адресное информирование жителей в экстренных случаях. Большинство таких данных находится в открытом доступе, в основном с расчетом на независимых разработчиков различных городских сервисов и приложений.
Весь массив информации по городу доступен всем желающим на специальном портале London DataStore, где опубликована аналитика из различных департаментов городского управления. Он содержит более 700 наборов данных, которые могут помочь в решении городских проблем. Так, например, информация о демографической ситуации используется для прогнозирования роста населения в разных районах города и моделирования будущего спроса на места в школах и детских садах.
В связи с тем, что технологии очень быстро развиваются, дорожная карта Smarter London Together постоянно дорабатывается. С приходом ныне действующего мэра Лондона Садика Хана изменилась общая концепция документа. По словам советника мэра по внедрению цифровых технологий Тео Блэквелла, глава британской столицы ставит потребности населения города превыше развития технологий, поэтому их внедрение не является самоцелью.
Лондонская система городского управления включает в себя 32 автономных района, власти которых наделены большими полномочиями и вправе самостоятельно принимать множество решений, связанных с программой реализации дорожных карт. Поэтому, в Лондоне, можно сказать, 32 умных города, говорит Тео Блэквелл. Такой подход позволяет более гибко подходить к внедрению различных решений и помогает избежать серьезных ошибок, которые при более централизованной системе управления могут привести к неприятным последствиям.
Еще любопытный факт – британские власти выкладывают документы по дорожной карте «Умного Лондона» не на специально созданном портале, как в России, а в популярном сервисе Trello. Это удобно и, возможно, позволило властям сэкономить немного бюджетных денег.
Борьба за чистый воздух
Большое значение столичный мэр придает контролю за экологической ситуацией в городе. Несмотря на действующие ограничения для автомобилистов на въезд в центр города, даже по выходным дням в Лондоне очень большой трафик и всюду можно попасть в пробку. Отчасти решить проблему с негативными последствиями для экологии помогают системы сбора данных, отслеживающих состояние воздуха по всему городу. Здесь муниципальные власти видят свою задачу в оперативном информировании населения об уровне загрязненности среды.
Уже почти год для жителей Лондона работает интернет-портал Breathe London, на котором в виде карты представлена подробная информация о состоянии воздуха во всех районах города, а также даются прогнозы по загрязненности на ближайшие часы и дни. В рамках этой инициативы Европейский фонд защиты окружающей среды и Google Earth Outreach установили мобильные датчики на своих автомобилях Street View, которые в режиме онлайн собирают информацию о качестве воздуха.
Также в апреле был запущен проект Ultra Low Emission Zone (ULEZ), предусматривающий ограничения на въезд в центральный Лондон старых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Большинство транспортных средств, включая легковые автомобили и фургоны, должны соответствовать нормам выбросов ULEZ, в противном случае их водители обязаны вносить ежедневную плату за проезд в пределах зоны, которая составляет £12,5 для большинства типов транспортных средств.
Для многих жителей города альтернативой все чаще становятся велосипеды, благо городские власти лояльно относятся к велосипедистам и поддерживают множество инициатив в этой области, большинство из которых инициирует местная общественная организация The London Cycling Campaign (LCC). В частности, представители отдела транспорта Лондона и главы муниципальных районов консультируются с членами LCC при разработке новых велосипедных и пешеходных дорожек.
Безопасность
Лондон лидирует по количеству камер видеонаблюдения на душу населения. По некоторым оценкам, количество городских камер к концу этого года составит 627 тыс, а еще через 5 лет превысит 1 млн. Каждый житель британской столицы в среднем попадает в объектив камеры в 200-300 раз в сутки.
Системы видеонаблюдения (CCTV) установлены буквально везде – на офисных зданиях, частных домах и даже на небольших суднах, пришвартованных на набережной канала Regent в центральном Лондоне. Это позволяет властям максимально широко использовать технологию распознавания лиц, которая призвана помочь полиции фиксировать местонахождение преступников и предотвращать угрозы. Однако не все с этим согласны, в городе даже появилась некоммерческая организация Big Brother Watch, которая проводит кампании по защите гражданских прав и конфиденциальности.
Как пишет The Guardian, за последние несколько лет использование полицией технологии распознавания лиц привело к поразительно слабым результатам. Изучив с ее помощью данные сотни тысяч людей, британские правоохранительные органы произвели лишь несколько арестов. При этом 81% подозреваемых, пойманных с помощью систем распознавания лиц, оказались случайными свидетелями.
Куда более удачно применяются технологии для предотвращения пожаров. В Лондоне уже более 10 лет работает аналитическая система SAS, которая помогает выявлять пожароопасные объекты, просчитывать степень вероятности пожаров и находить лучшие решения для установки пожарных сигнализаций.
Несмотря на то, что в городе внедрено большое количество инновационных технологий, и местами Лондон выглядит как декорация к научно-фантастическому фильму, есть множество нерешенных проблем, в первую очередь связанных со взаимодействием разных информационных платформ, сетует Тео Блэквелл. К примеру, транспортная городская система пока не интегрирована с базой данных полиции, и это большая проблема, считает советник мэра.
Но в целом в мэрии очень позитивно оценивают перспективы Лондона в области умного города. Технологии позитивно влияют на качество жизни, добиться этого помогают цифровые платформы для взаимодействия с жителями города, с их помощью лондонцы уже сейчас влияют на решения властей и помогают делать город лучше.
_________________________