Оправдать нельзя, заблокировать
Отныне все покупатели смарт ТВ южнокорейского производителя должны проверять наличие у продавца сертификата EAC и присутствие маркировки знака EAC на этикетке корпуса и коробке. Без этого компания не гарантирует корректную работу своих телевизоров на территории России.
Примечательно, что факт блокировки своих умных телевизоров российское представительство Samsung признало уже после многочисленных жалоб пользователей и широкого освещения этой темы в ведущих СМИ. О том, что их устройства не предназначены для работы на территории России, многие владельцы телевизоров южнокорейского бренда узнали, попытавшись в очередной раз подключиться к интернету. При нажатии на иконки различных приложений на экране появлялась надпись: “This TV is not fully functional in this region”.
Проблема с «неофициальными» телевизорами Samsung помимо России коснулась также жителей Молдовы, Украины, Белоруссии, которые часто покупают электронику в соседней Польше или у неавторизованных продавцов. Об одном из таких случаев, например, сообщил портал Onliner.
Важно добавить, что Samsung давно ввела практику региональных ограничений функций на своих устройствах, в первую очередь смартфонах. Первым звонком стал выпуск в 2013 году модели Galaxy Note 3 с привязкой к определенному региону. Для смарт ТВ ограничения действуют с 2015-го, но до последнего времени владельцы «серых» устройств не испытывали особых проблем, благодаря перепрошивке и другим манипуляциям умные телевизоры Samsung исправно работали.
Как уточнили «Телеспутнику» в пресс-службе Samsung, после вышедшего обновления оказались заблокированы функции платформы SmartHub только на тех телевизорах в России, которые были произведены для использования на территории других государств и с которыми были проведены манипуляции по изменению установленных заводских настроек ПО.
Пользователям, столкнувшимся с данной проблемой, предлагают обратиться в службу поддержки и сервисные центры Samsung. Там помогут провести идентификацию устройства и предложат возможное решение. Кроме того, покупатели могут обратиться по месту приобретения устройств, добавили в пресс-службе.
Неавторизованных магазинов, где можно купить «серый» телевизор с хорошим дисконтом, довольно много. Стоимость устройств при этом будет ниже, чем у официальных ретейлеров, примерно на 30—50 %. Пользователь Евгений Гультяев, который одним из первых привлек внимание к проблеме постом на vc.ru, пишет, что приобрел свой телевизор через «Яндекс.Маркет» в конце 2019 года. Напротив карточки товара в списке магазинов, предложенных агрегатором, стояла отметка «Официальная гарантия и сервисная поддержка Samsung».
«Мы рекомендуем пользователям при покупке телевизоров проверять наличие сертификата ЕАС в месте продажи, а также удостовериться, что модель, указанная в сертификате, полностью совпадает с моделью, указанной на устройстве. Все телевизоры, сертифицированные для продажи на территории России, в полном наименовании модели оканчиваются на латинские буквы RU», — говорится в официальном заявлении Samsung, выпущенном в связи с блокировкой смарт ТВ.
Юридический аспект
Некоторые пользователи решили обратиться с жалобой в ФАС и Роспотребнадзор. Один из комментаторов под постом Евгения Гультяева сообщает, что представители Роспотребнадзора в телефонном разговоре согласились с претензиями пользователей. Якобы компания лишила товар основного свойства, прописанного в техническом паспорте устройства, что является нарушением действующего законодательства РФ.
«Данный вопрос будет регулироваться законодательством о защите прав потребителей с учетом положений договора между производителем и пользователем, а также договора купли-продажи, по которому куплено оборудование смарт ТВ», — комментирует основатель и владелец юридической компании «Катков и партнеры» Павел Катков. Он добавил, что покупатели окажутся в сложном положении. Договором с производителем (как правило, это оферта в форме click agreement на софте и условия, описанные в сопровождающих документах) наверняка предусмотрено его право на подобные действия. «Что касается возврата, то по общему праву технически сложная техника может быть возвращена только при наличии неисправностей, а лично у меня нет уверенности, что экспертиза признает это неисправностью именно устройства», — пояснил Павел Катков.
В чем неправ Samsung?
Комментируя ситуацию, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян отметил, что пользователи по сути больше не владеют своими устройствами, даже законно приобретенными, и это тревожный тренд. «Предположим, в России пока не легализован параллельный импорт, но есть ощущение, что ситуация не сильно бы изменилась. Выходом тут я вижу внесение дополнительных положений в закон о защите прав потребителей и в закон о защите конкуренции, к слову, это была бы более действенная мера, чем требование предустановки и удаления ПО», — считает Карен Казарян.
Блокировка «серых» телевизоров вызвана исключительным желанием Samsung собрать дополнительные деньги от продаж телевизоров, так как в соответствии с рыночной стратегией компании продаваемые в разных странах одни и те же модели телевизоров имеют разную цену, отметил в разговоре с «Телеспутником» заместитель генерального директора по научной работе ЗАО «МНИТИ» Константин Быструшкин. Он добавил, что данная ситуация напомнила ему историю с производителями DVD- и Blu-ray-носителей, которые в целях исключения реэкспорта дисков из одного региона потребовали ввести региональное кодирование дисков и проигрывателей для них. Эта затея вызвала сильное раздражение у покупателей. Противоядие нашли быстро путем взлома регионального кодирования проигрывателей и выпуска моделей, изначально лишенных этой защиты.
Главное, в чем не права Samsung, — это отключение уже приобретенных потребителями телевизоров от смарт-порталов задним числом, отметил Константин Быструшкин. Если бы южнокорейская компания заранее предупредила пользователей, что отныне «серые» телевизоры больше не будут регистрироваться на российском смарт-портале, тогда другое дело. «Когда же санкции вводятся задним числом и, что особенно неприятно, по-тихому, это, мягко говоря, недостойно для столь уважаемой компании», — сокрушается представитель МНИТИ.
Компании устанавливают все более строгие ограничения, но всегда есть много способов их обойти. Так было до сегодняшнего дня, но теперь у государства и бизнеса появляются инструменты принуждения людей к буквальному выполнению своих правил, считает глава Larnitech RUS Николай Русанов. По его словам, так называемая облачная революция и развивающиеся инструменты аналитики данных делают практически невозможными какие-то несанкционированные действия со стороны пользователей, в результате мы попадаем в дивный новый мир, где придется выполнять все, что диктуют большие корпорации: телевизоры покупать там, где скажут, песни слушать в соответствии с каждым пунктом лицензионного соглашения, оставлять в Сети только позитивные комментарии, а в случае нарушения управляющая сервисом сторона имеет право на прекращение обслуживания или даже штраф.
«Через 5 лет я не удивлюсь, если с моей банковской карты автоматически спишут штраф, когда какая-нибудь приставка обнаружит, что я поиграл в не лицензированную копию игры. И ничего не сделаешь, нарушил — плати. Я не уверен, что этот мир будет приятным местом для жизни, но сильные руки больших братьев уже крепко нас держат. Мой прогноз — тенденция будет усиливаться», — заключает Николай Русанов.
_________________________