Начну с того, что изначально формат 4K выглядел абсолютно инновационным. И главную роль в таком восприятии играло не только и не столько само разрешение картинки, сколько сопутствующие технологии, долгое время считавшиеся его неотъемлемыми атрибутами. Это расширенный динамический диапазон (High Dynamic Range, HDR, — прим. ред.) –– технология, позволяющая сделать изображение максимально реалистичным; кодек H.265/HEVC, обеспечивающий большую степень сжатия, чем его предшественник (H.264/AVC) и повышенная частота кадров, достигающая 60 fps.
Сейчас же все эти технологии обрели собственную жизнь и их уже не связывают исключительно с 4K. Все они успешно применяются и при работе с видео в HD-формате. Например, телеканал «Матч ТВ» недавно запустил интернет-версию телеканала с 50 fps, что позволило заметно улучшить качество картинки без перехода на 4K, что очень важно для такого динамичного контента, как спорт. Таким образом, термин «4K» превратился просто в один из параметров изображения наряду с HDR, частотой кадров и другими.
Есть еще один фактор, влияющий на изменение восприятия 4K, как чего-то инновационного в глазах потребителей. На полках в магазинах электроники 4K-телевизоры соседствуют с 8K, которые, очевидно, выглядят более технологически продвинутыми. Люди, стремящиеся приобретать только самое лучшее и новое, конечно же, сделают выбор в их пользу.
С другой стороны, большинство людей все-таки не гонится за всеми технологическими новшествами. Для них при выборе контента доминирующими являются совсем иные критерии, а 4K — это, скорее, просто дополнительный бонус. Тут можно провести аналогию с аудиоиндустрией. Есть аудиофилы, которые выбирают для прослушивания музыку только в очень качественном формате. Но большинство довольствуется MP3. То же самое и здесь: 4K занял такую же нишу для массового зрителя, какую Hi-Fi занимает при выборе аудиоконтента.
Подтверждает это и ситуация, которая сложилась с началом пандемии. Когда был введен массовый карантин и люди были вынуждены оставаться дома, ожидаемо произошел всплеск трафика в сетях передачи данных. Но когда YouTube принял решение убрать режим установки максимального качества по умолчанию при запуске видео, чтобы не перегружать сети, сразу же произошло снижение трафика. И это при том, что у пользователей сохранялась возможность выставить максимальное разрешение видео вручную, но, судя по всему, ей пользовались далеко не все.
Интересный тренд, что в период пандемии начали появляться HD-версии 4K-каналов. Например, такой downscale (снижение разрешения, — прим. ред.) произвели телеканалы Insight TV и Love Nature, что явно говорит об их желании расширить свою аудиторию.
За последнее время произошли изменения и в технических аспектах доставки 4K-телеканалов до операторов. Чтобы это проиллюстрировать, расскажу о том, с какими сложностями «Медиалогистика» столкнулась 4 года назад, когда делала первые шаги по доставке 4K-контента, и как ситуация поменялась сейчас.
Тогда перед нами встал вызов — необходимость доставить 4K-каналы по оптоволокну на сверхбольшие расстояния, например, из Парижа во Владивосток. Мы сразу же столкнулись с тем, что кодек H.265 оказался гораздо более чувствительным к потере пакетов данных при передаче на сверхбольшие расстояния, нежели H.264. Чем длиннее оптоволоконный канал связи, тем выше вероятность потери некоторых пакетов данных, что в итоге может отразиться на качестве изображения. А по мере удаления от Москвы количество волоконно-оптических линий сокращается, а общая канальная емкость уменьшается, что приводит к неизбежному повышению нагрузки на сеть. Потеря же всего пары пакетов при передаче телесигнала 4K с кодеком H.265 приводит к рассыпанию картинки.
Профессионального контента не хватает для создания большого количества 4K-телеканалов, из которых операторы могли бы формировать пакеты, востребованные широким кругом зрителей
Чтобы решить эту проблему мы внедрили систему исправления ошибок с установкой соответствующего оборудования в Хабаровске и Владивостоке. Также это потребовало расширения каналов связи, чтобы передавать дополнительный объем данных, но привело к тому, что доставка телесигнала на Дальний Восток стала безболезненной даже для каналов 4K.
На первых порах сложность вызывало и кодирование сигнала — даже создание 4K HLS. Нам пришлось установить сразу два мощных и очень дорогих сервера, чтобы сделать HLS с адаптивным битрейтом для одного 4K-телеканала.
Но за последние 4 года производительность серверов повысилась, а их стоимость снизилась. Благодаря этому уже не возникает проблем с созданием не только сигнала в 4K HLS, но и в 4K DASH, и в 4K SRT.
В завершении расскажу, с какими проблемами и вызовами еще придется столкнуться игрокам телеком- и медиарынка при работе с форматом 4K.
Самая главная проблема — недостаточное количество профессионального контента. Соответственно, его не хватает для создания большого количества 4K-телеканалов, из которых операторы могли бы формировать пакеты, востребованные широким кругом зрителей.
Еще одна сложность возникает у операторов, предоставляющих абонентам услуги через ТВ-приставки. Переход на 4K связан с необходимостью обновления абонентских устройств. Такие приставки на рынке есть в достаточном количестве, но проблема состоит в том, чтобы убедить пользователей установить их взамен тех, которые у них уже прекрасно работают. Тут преимущество получают OTT-сервисы, для которых вопрос замены ТВ-приставок неактуален. Это одна из причин, по которым онлайн-кинотеатры быстрее развивают 4K-формат.
Третья глобальная проблема связана с ограничением, которое накладывает пропускная способность сетей передачи данных у операторов, предоставляющих услуги конечным пользователям. Но для ее решения придется подождать массового внедрения в России сетей 5G.