img17 февраля 2022 в 15:05

NFT — афера века и почему мы все тоже аферисты

Мелания Трамп продает NFT с изображением собственных глаз, Джонни Депп — целую коллекцию из 11 тысяч полотен (ИМХО очень сомнительной художественной ценности), Эминем купил NFT-обезьянку из знаменитой линейки Bored Ape Yacht Club аж за $ 450 тыс, и даже консервативный Эрмитаж продает NFT-копии своих картин (ничуть не приуменьшая коллекцию). NFT — это глобальная афера кричат одни. Другие восклицают, что это дивный новый мир. Но есть ли принципиальное отличие этой новой «валюты» от, скажем, рубля, чья ценность не подкрепляется никакими золотыми запасами?

Когда рассуждаешь про NFT-искусство, вспоминается популярный мем, где один приятель объясняет другому, что такое NFT. «Ну ты понимаешь, — говорит он. — Вот, допустим, у тебя есть жена, она как бы твоя, но пригласить на свидание ее может кто угодно». Получается эдакий арт-объект Шредингера: он как бы есть, но его как бы и нет. Причем этот продаваемый «воздух» очень дорого стоит — точно также, как и криптовалюта, в обмен на которую можно вступить в почетные ряды NFT-коллекционеров.

Все ругают крипту, говорят, мол, это фикция, чью ценность порой не обеспечивает ничего, даже те мощности и ресурсы, что используются для ее генерирования. Но сегодня ценность и рубля, и доллара, и евро, и фунта стерлингов точно так же не обеспечена никаким золотым запасом. Это точно такая же фикция, на чью стоимость часто влияют чисто формальные, а порой и просто нереальные факторы типа вторжения на Украину 16 февраля, которого не состоялось. Нельзя не вспомнить знаменитый фильм про информационные войны «Хвост виляет собакой», где события, которых на самом деле никогда не было, эхом прокатывались по реальному миру и влияли на экономику.

Ценность начинает быть таковой только в тот момент, когда мы, хомо сапиенсы, договариваемся между собой, что да, это того стоит, это круто. По сути, мы не так далеко ушли от индейцев, которые за бусы продали остров Манхеттен. Все, что определено как ценное, является ценностью. Вы можете быть не согласны с таким постулатом, но человечество живет по этому принципу тысячелетиями.

По сути, современная живопись строится по этому же шаблону, часто она держится лишь на доверии зрителя. Техника и способность изобразить предмет реалистично были «отменены», или как бы мы сейчас сказали закэнселены, больше ста лет назад. Эмоциональная, чувственная составляющая, когда художник способен разложить на полотне свет и тени так, что ты чувствуешь кожей прикосновение солнца, будто сам оказался в тени ветвей на картине Моне, тоже отошли на второй план. Любой искусствовед может дать развернутый ответ и, что главнее, обосновать, чем хороша самая дикая абстракция, и назвать кубизм проникновенным, но, согласитесь, в сегодняшних условиях особенно вольготно живется мошенникам от мира искусства. Разумеется, уход в абстрактные дебри сознания ни в коей мере не умаляет редкого дара настоящего художника, божьей искры, которая пронзает позвоночник смотрящего, вызывает тоску и радость одновременно, вне зависимости от его образования, возможности проанализировать предмет искусства и считать все аллюзии, которые, как пасхалки, спрятал автор.

Но вернемся к предприимчивым обманщикам. Вспомнить хотя бы Уорхола, который безусловно гений, но только искусство его PR, а не живопись. Например, я знала одного «художника», который, не имея ни образования, ни даже вкуса, рисовал абстрактные каракули цветными шариковыми ручками Bic на бумаге для принтера. И такое, с позволения сказать, творчество выставлялось во всяких мелких галерейках, развешивалось на стенах ресторанов, и, о боже, продавалось! Сказать, что это было ужасно, не сказать ничего. Это афера? Безусловно, но она не была бы возможна, если бы не набралась критическая масса людей, готовых на это смотреть без слез, а главное — за это платить.


На самом деле выписанная из-за границы «звезда» была обычной гопницей из бедных предместий Парижа, не слишком успешной на родине, плохо образованной, открывала рот лишь за тем, чтобы поносить персонал, который ее обслуживал во время коротких гастролей.

Да что далеко ходить, я лично приглашала на мероприятие в Петербурге из Парижа очень известную, модную диджейку. У ВИП-гостьи брали интервью, с ней фотографировались, про нее вышло несколько статей, она выступала на крупном международном мероприятии. Стоит ли говорить, что на самом дела выписанная из-за границы «звезда» была обычной гопницей из бедных предместий Парижа, не слишком успешной на родине, плохо образованной, открывала рот лишь за тем, чтобы поносить персонал, который ее обслуживал во время коротких гастролей? Благо английского девица не знала, а для русского уха любое сказанное на французском слово звучит, как признание в любви или цитата из Пруста. Зачем я приглашала это чудовище? Нам действительно нужна была звезда на открытие магазина и медийность, бюджет был ограничен, а люди никогда не проверяют факты. Это обман? Да — ответите вы, успешный NFT-проект — возражу я.

#

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий