В начале это была идея мировой революции, ей на смену пришла электрификация, потом на знамя подняли индустриализацию, коллективизацию. Что там у нас было дальше? Приватизация, глобализация… И вот мы добрались до цифровизации.
По-моему, только ленивый сейчас не пытается выдать этот процесс за новую государственную идеологию. Нет, конечно, тема нужная и своевременная, да только разбивается она о российскую действительность.
С одной стороны, с высоких трибун рапортуют о переводе управления государством и бизнесом на цифровые рельсы, с другой — мы видим, как в столичном военкомате министр обороны не может найти в кабинетах сотрудников обычных офисных компьютеров. И это при том, что формально в связи с пандемией в 2020 году Минобороны переводило сотрудников военкоматов на удаленную работу.
«У вас микроволновка есть, холодильник есть, а компьютеров, чтобы по электронке связаться с другим военкоматом, нет. Ячейка, почта. Вы что, как партизаны, письма в дупло закладываете? Что это за работа такая?», — негодует Шойгу. В этот момент я очень хорошо понимаю его чувства и какую-то беспомощную растерянность.
Мы привыкли с детства к тому, что взаимодействие с госорганами и сферой услуг для нас всегда происходит через боль: «Вас много, а я одна», «Где карточку выпускали — туда и идите», «А у нас обед и укороченный день». А потом вдруг появляются современные технологии, которые потихоньку проникают и в темные уголки общества. Госуслуги, электронные банки, eSIM, чат-боты, дешевый быстрый мобильный интернет, маркетплейсы, экспресс-доставка, совещания в Zoom. СМИ, опять же, рапортуют о новых сервисах, облегчающих жизни. А тут вдруг — бац и в самом центре Москвы, в военном учреждении есть все, кроме обычных персональных компьютеров! Парадокс, но военный комиссариат при этом как-то умудряется работать. Возможно, что по документам даже эффективно.
И это при том, что за последнее десятилетие армия и Минобороны потратили уйму средств на свою качественную модернизацию. Мы регулярно видим в красочных рекламно-пропагандистских роликах новые высокоточные ракеты, современные ударные беспилотники, крутейшие средства радиоэлектронной борьбы, персональные офицерские планшеты для управления войсками и корректировки огня, даже опытные экзоскелеты. И параллельно с этим великолепием, буквально за стенкой центрального военного аппарата, армейские чиновники ведут учет чуть ли не на счетах. И в этом вся Россия.
Какую бы идеологию, заканчивающуюся на «-ция», не подняли у нас на знамя — обязательно будут перегибы на местах, самодурство, очковтирательство и головотяпство. Ничем, как некой особенностью национальной ментальности, объяснить это у меня не получается.
Да, все же хочется, чтобы процесс цифровой трансформации затронул не только поверхностные слои нашего общества, но и проник в глубинную Россию. А там, глядишь, и сатирические ролики от студии Birchpunk про русскую кибердеревню и путешествия по солнечной системе на отечественном космопоезде будут выглядеть пророческими.
P.S. Если вы их еще не видели — рекомендую не лишать себя удовольствия.