С первым пунктом из этого списка уже разобрались — «Газпром-медиа» сделал редизайн старого доброго Rutube, про который все уже давно успели забыть. Видеосервис действительно преобразился: белый фон и аскетичный дизайн, не отвлекающий от ярких заставок видеороликов, кнопка для лайков и дизлайков. В общем, все как у коварных американцев, поработивших своим YouTube весь мир.
Но если покопаться в этом самом Rutube, то первое, на что обращаешь внимание — почти полное отсутствие лайков и комментариев у популярных видео. Это значит, что сейчас у сервиса очень маленькая аудитория, состоящая скорее из случайных пользователей. Основной контент: нарезки из ТВ-шоу «Первого канала», спортивных соревнований и прочий контент, который все смотрят на YouTube или в крайнем случае на «Одноклассниках».
Зачем нужен Rutube при живом YouTube — вопрос риторический. Пока отечественный видеосервис ничем не отличается по функционалу и самое главное — контенту. Это просто копия, сделанная хуже оригинала. В чем здесь уникальность предложения? Похоже, что разработчикам на этот вопрос и не нужно было отвечать, а «Газпром-медиа» требовалась красивая витрина для чиновников на случай, если YouTube все-таки решатся заблокировать в России.
Если бы стояла иная цель, например, создать полезную и востребованную видеоплатформу, способную конкурировать с любыми аналогами, то разработчикам пришлось бы для начала ответить на вопрос, в чем ее конкурентное преимущество, какие задачи она помогает решить пользователям, в общем — какая от нее польза и чем она отличается от сотен других.
Очевидно, что при создании YouTube и TikTok эти вопросы были успешно решены. В первом случае разработчикам удалось сделать наиболее удобный и скоростной видеохостинг во времена медленного по нынешним меркам интернета. Во втором — задействовать новейшие тренды медиапотребления и позволить пользователям делать контент в уникальном формате.
Блогеры, операторы связи, пользователи — всех устраивает YouTube, который первым двум приносит приличные деньги, а последним дает возможность смотреть уникальный контент в хорошем качестве и чаще всего бесплатно
Все остальное — это попытки запрыгнуть в последний вагон. Да, такая стратегия тоже может сработать, особенно если государство активно нажимает на кнопку «Запретить». Удалось же китайцам обойтись без YouTube с помощью своих Bilibili, iQIYI и прочих Youku. Но у России свой особый путь, строить «великий файервол» надо было с самого начала, поезд успел умчаться и тут.
Блогеры, операторы связи, пользователи — всех устраивает YouTube, который первым двум приносит приличные деньги, а последним дает возможность смотреть уникальный контент в хорошем качестве и чаще всего бесплатно. Раз в жизни попробовав настоящий французский сыр, как-то не тянет потом на отечественные аналоги, похожие на заграничных собратьев только упаковкой. А по поводу запретить, то тут уже есть сомнения в технических возможностях Роскомнадзора, да и в политической воле высшего руководства.