img15 марта 2022 в 10:57

Ушли, но обещали вернуться

Ежедневнозарубежные страны вводят в отношении России новые санкции, ограничения изапреты в связи с ситуацией на Украине. На этом фоне многие иностранные игроки,в том числе из сферы ИКТ, один за другим объявляют о приостановке бизнеса в РФ. Вследствиеэтого одни теряют работу и опору в жизни, а другие — миллионы выручки.

Ежедневнозарубежные страны вводят в отношении России новые санкции, ограничения изапреты в связи с ситуацией на Украине. На этом фоне многие иностранные игроки,в том числе из сферы ИКТ, один за другим объявляют о приостановке бизнеса в РФ. Вследствиеэтого одни теряют работу и опору в жизни, а другие — миллионы выручки.

На данный момент насчитывается уже более 300 ушедших на время или навсегда компаний. Так, Apple остановила экспорт своей продукции и ограничила использование сервиса Apple Pay, Nokia прекратила поставлять свое оборудование, равно как и AMD, Canon, Intel и Panasonic, покупка программного обеспечения Autodesk, Microsoft, Oracle и SAP теперь недоступна россиянам, как и возможность использовать платежные системы American Express, MasterCard, PayPal, Visa, а также приобретать в игры от Ubisoft, смотреть фильмы на Netflix и образовываться на Coursera. Этот список постоянно пополняется: вслед за McDonalds, Ikea, Н&M и Boeing уходят даже те, кто буквально несколько дней назад утверждал, что делать этого не собирается, как, например, поступил японский Uniqlo.

С одной стороны, как говорится, скатертью дорога, ведь недополучение выручки компаниями, вероятно, не идет ни в какое сравнение с моральными потерями россиян, которые не смогут начать утро с условного макзавтрака. По оценкам Politico, в результате ухода из РФ только Apple, Google, Meta и Netflix совокупно могут потерять примерно 1-2% своей годовой выручки. По сведениям РБК, Nike может остаться без $242 млн выручки от продажи своих кроссовок в России. Агентство Reuters, в свою очередь, сообщало, что временное закрытие McDonald’s будет стоить компании $50 млн в месяц. 

Но с другой стороны, в России закрываются точки продаж и останавливаются производства. А это значит, что тысячи людей теряют работу. Да, некоторые из компаний заявляли о том, что покидают рынок с сохранением зарплат своим сотрудникам, но как это возможно с учетом серьезных финансовых потерь, пока непонятно. Многие люди остались, что называется, на улице, с детьми, ипотеками, кредитами и полным непониманием, что делать дальше. Как компании будут «поддерживать и не бросать своих», покажет время. Ведь IKEA, например, собралась вернуться к маю. А согласно заявлению McDonald’s, 62 тысячи сотрудников сети продолжат получать зарплату в период приостановки всех операций компании на российском рынке. Интересно, как будет рассчитана оплата труда сотрудникам, которым до этого платили по часам?

Наш русский народ так долго приучался к подпискам, платным сервисам и лицензионному ПО, что плата за контент уже вошла в привычку. А теперь ИТ-гиганты отменяют подписки и машут ручкой. Никаких тебе сериалов, музыки и программ для работы.

Возьмем ту же Microsoft, чья операционная система для персональных компьютеров занимает 95,6 % рынка в России ( данные ФАС), а ее офисный пакет используется в большинстве организаций. Поэтому уход компании существенно скажется на российских потребителях.

Проблемой для корпоративного сектора может стать уход с рынка SAP и Oracle — от софта этих компаний в России зависит банковская индустрия, промышленность, логистика, энергетика.

Accenture (консалтинговая компания, — прим. ред.), также сообщила, что уходит из России и пообещала оказывать поддержку 2,3 тыс. российских сотрудников. Каким образом, тоже непонятно. 

В результате всех этих действий индустрия будет буксовать на простых и необходимых ей ресурсах. А если специалистам не на чем работать, то что? Правильно: одни останутся без работы, а другие уже пакуют чемоданы и покупают билеты в один конец.

«Tjournal» пишет, что уже десятки тысяч специалистов ищут возможность выехать из страны. Корреспондент The Bell поделился, что в телеграм-чате, посвященном переезду за границу, насчитывается больше 30 тысяч участников.

Многомиллиардные инвестиции в фонды, красочные рекламы и акции в поддержку всех и вся, участие Coca-Cola в российском национальном проекте «Экология» на деле оказались лишь не более чем пиар-ходом

«Оценить масштаб явления не могу, но срез по известным мне компаниям такой: в среднем уехало или уезжает порядка 10 % сотрудников. Но есть случаи, в которых их число достигает 90 % — это касается, например, AI-разработчиков, где средний возраст программиста — 25-27 лет», — цитирует издание The Bell владельца нескольких ИТ-компаний.

А это значит, что рынок, на котором и так количество предложений о работе превышало спрос, совсем обмелеет.

Наблюдая за тем, как все эти компании уходят, но обещают вернуться, у меня не складывается пазл. Сначала большинство из них пропагандируют дружбу, единство. Как там у Nokia? Connecting people («соединяя людей», — прим. ред.)? А теперь получается наоборот: полный дисконнект. Многомиллиардные инвестиции в фонды, красочные рекламы и акции в поддержку всех и вся, участие Coca-Cola в российском национальном проекте «Экология» на деле оказались лишь не более чем пиар-ходом.

Что стало с поддержкой, принятием и толерантностью? Неужели обычные люди, которые сидят дома, не играют на политической арене и их жизнь напрямую зависит от возможности пойти утром на работу в одну из этих компаний, запустить программу на этой самой работе, купить гель для душа или корм кошке, должны наблюдать за тем, как привычная, комфортная и финансово посильная жизнь утекает сквозь пальцы?

Да, безусловно, подавляющее количество простых россиян, вероятно, не заметят ухода Audi или Apple и даже переживут отсутствие подписки на Netflix, потому что замьютить «Ставки на спорт» в пиратской трансляции не так уж и сложно, но вот рост цен, отсутствие работы и пустые полки коснутся каждого.

К слову, в тех же США за подобное ущемление прав потребителей «отменяют» только так. Бренды, люди — все, что плохо себя ведет подвергается гонению и травле, ведь так нельзя. Но получается, что можно, раз российский рынок стремительно пустеет? А россиян ненавидят и лишают возможности просто жить. Вот такая ярмарка тщеславия.

К чему эти обоюдные потери и сложности? Россия — большая страна, каждая ушедшая компания имела своего клиента и миллионы выручки. А теперь, выразив свое отношение к ситуации на Украине, производители остались без миллиардов, людей и, что самое главное, без уважения. Может оно, конечно, и к лучшему, что компании показали свое истинное лицо и когда (или если) они вернутся на рынок, то Россия вряд ли встретит их с хлебом и солью. Как говорится, запущенный бумеранг всегда прилетает в затылок.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий