Напомню, что Panasonic вышла на рынок производства ЖК-панелей для телевизоров и информационных систем в 2008 году, получив контроль над предприятием IPS Alpha Technology Co., Ltd., которое изначально принадлежало Hitachi Displays. В 2010-м было запущено производство панелей на заводе Panasonic в городе Химэдзи. Тогда же для продвижения соответствующего бизнеса была основана дочерняя компания Panasonic Liquid Crystal Display Co., Ltd. Руководство японской корпорации называло выпуск ЖК-панелей одним из шести ключевых направлений деятельности.
Спустя шесть лет, в 2016-м, Panasonic внезапно объявила о прекращении производства ЖК-панелей для телевизоров. В компании уточняли, что будут выпускать телевизоры, но перестанут изготовливать собственные панели. При этом продолжится производство ЖК-экранов для медицинского и автомобильного оборудования. Руководство подчеркивало, что этот шаг позволит ускорить производство и сфокусироваться на получении прибыли.
Однако фактически производство было прекращено только спустя несколько лет. В официальном заявлении (откроется pdf-файл) говорится, что бизнес пришлось закрыть из-за ухудшения рыночных условий, вызванных в основном «торговым спором между США и Китаем в автомобильной и промышленной отраслях». Но ведь о решении стало известно задолго до этих событий. Чего в Panasonic ждали?
А ждали вот что. Посмотрите на две диаграммы. Первая из них это мировые поставки ЖК-панелей с 2019 года по 2023-й:
А вторая — мировые продажи электромобилей:
Как эти диаграммы связаны между собой? Все очень просто: Panasonic входит в тройку лидеров рынка тяговых аккумуляторов для электромобилей наряду с китайской CATL и южнокорейской LG Chem, занимая 18 %. Хотя до 2018 года японская компания занимала на нем первое место. Panasonic даже впервые получила прибыль в сегменте производства аккумуляторных ячеек. Не случайно именно под это направление будет переоборудовано производство в Химэдзи, о чем прямо говорится в сообщении.
Что касается рынка ЖК-панелей, то тренд на сокращение поставок здесь очевиден. В качестве причин аналитики называют ослабление мировой экономики и тот факт, что рынок уже достиг максимальных показателей, а новых драйверов роста сейчас не видно.
Похоже, что в Panasonic поступили согласно известной русской пословице «Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше». Семь долгих лет компания наблюдала за динамикой и когда увидела, что ей ничего не светит на сокращающемся рынке, то решила полностью переключится на растущей бизнес, который сулил более высокую выручку. Но публично были названы совсем другие причины решения — «терки» между США и Китаем, жесткая конкуренция.
Что интересно, на жесткую конкуренцию Panasonic указывала и когда закрывала свой бизнес по выпуску плазменных панелей в 2014 году — наряду с низким спросом. «Виновниками» тогда назывались южнокорейские Samsung и LG, которые, в отличие от японских вендоров, сумели найти значительные средства на развитие направления производства ЖК-панелей. Справедливости ради стоит сказать, что спрос на «плазму» действительно сокращался. По подсчетам NPD DisplaySearch, поставки плазменных ТВ на мировой рынок снизились до 2,5 млн штук, в то время как ЖК-телевизоров выросли до 44,8 млн. Плазменное направление Panasonic накануне закрытия приносило операционные убытки.
Почему же японская компания каждый раз боязливо скрывает истинные причины подобных решений? Возможно, просто не хочет выглядеть полной неудачницей в глазах акционеров и партнеров? Или работает на пиар. В любом случае это хорошая новость для китайских производителей, совокупная доля которых на мировом рынке ЖК-панелей уже превысила 70 %. А возможно и для перспективного российского производителя, который может запуститься в стране? Но об этом я тактично промолчу.