Кратный рост
За первые десять месяцев 2023 года продажи телевизоров, ноутбуков, планшетов, смартфонов, умных часов и трекеров, камер, в том числе для умного дома, наушников, а также умных колонок увеличились более чем в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году, рассказали «Телеспутнику» в «Яндекс Маркете». «Лидерами роста стали умные колонки, умные часы и браслеты, а также наушники и Bluetooth-гарнитуры — оборот этих товаров возрос в 3 и более раз», — сообщили в пресс-службе маркетплейса. Там также отметили, что из всех перечисленных категорий в 2023 году покупатели «Яндекс Маркета» чаще всего приобретали смартфоны и наушники. По обороту продаж лидируют также смартфоны, за ними следуют телевизоры и ноутбуки.
За 10 месяцев текущего года продажи телевизоров на Ozon увеличились в 3,3 раза в штучном и в 2,6 раза в денежном выражении, ноутбуков — в 3,6 и 3,3 раза, планшетов — в 3,6 и 2,9 раза, смартфонов — в 3,2 и 2,5 раза, умных часов и трекеров — в 2 раза в штучном и в денежном выражениях, наушников — в 1,8 и 1,7 раза, умных колонок — в 2,7 и 2,8 раза, сообщили «Телеспутнику» в маркетплейсе.
По оценке «М.Видео-Эльдорадо», в январе-сентябре 2023 года продажи телевизоров превысили на 40 % показатели прошлого года и достигли 5,8 млн штук, что в денежном выражении превышает 145 млрд рублей. «Наибольшую долю занимают базовые модели от 32 до 45 дюймов, на которые приходится около 60 % рынка в количественном выражении (-2 пп год к году). При этом увеличивается интерес к диагоналям 45–70 дюймов, которые уже занимают более 30 % штучных продаж (+3 пп год к году)», — говорят в «М.Видео-Эльдорадо».
Что касается ноутбуков, то в «М.Видео-Эльдорадо» указали, что штучные продажи этих устройств за девять месяцев прибавили около 5 % относительно прошлого года и составили 2,4 млн штук. «Благодаря повышенной покупательской активности в третьем квартале категория вернулась к положительной динамике по отношению к 2022 году. Только в июле–сентябре россияне приобрели примерно 900 тысяч ноутбуков, что составляет около 40 % от годового объема продаж в текущем году и превышает показатели июля–сентября 2022 года более чем на 20 %, а также оказалось на уровне того же периода 2021 года», — уточнили в «М.Видео-Эльдорадо». В денежном выражении продажи за 9 месяцев оказались сопоставимы с результатами января–сентября прошлого года и составили примерно 140 млрд рублей.
По итогам девяти месяцев продажи устройств для организации умного домашнего пространства в «М.Видео-Эльдорадо» увеличились на 65 % в количественном выражении. Средний чек при покупке одного девайса сохранился на уровне прошлого года, составив порядка 1,3 тыс. рублей, уточнили в компании. Среди драйверов спроса в «М.Видео-Эльдорадо» назвали усиление тренда на цифровизацию домашнего пространства, стремление сделать его безопаснее и энергоэффективнее, доступность и увеличение ассортимента российскими брендами, в том числе устройств на базе протокола ZigBee. Среди умного оборудования наибольшим спросом у россиян пользуются лампочки, розетки, приборы управления, датчики безопасности и IP-камеры.
О возможностях для роста ассортимента у российских компаний говорят и другие эксперты, опрошенные «Телеспутником». Так, по мнению директора центра продуктового развития GS Group Дины Мустафиной, из-за ухода с российского рынка ряда зарубежных брендов у отечественных производителей появляется возможность занять освобождающиеся ниши. В условиях структурных изменений потребители все чаще отдают предпочтение менее известным или даже новым маркам, если их продукты имеют конкурентоспособные цены и технические характеристики, заметила эксперт.
«Мы также рассматриваем возможность расширения продуктовой линейки предлагаемой электроники и выхода с ней на рынки b2c и b2b. Для реализации подобных проектов у холдинга есть компетенции в области разработки, производства, а также производственные мощности в Гусеве Калининградской области на базе “Технополиса GS”», — отметила Дина Мустафина.
Спрос на умные колонки в «М.Видео-Эльдорадо» в январе–сентябре увеличился на 90 % к тому же периоду прошлого года. «Этому способствует расширение и стабильное наличие устройств под разные запросы, развитие сценариев использования и возможностей голосовых ассистентов, растущая популярность экосистем российских компаний — VK, “Сбера” и “Яндекса”. Наиболее активен спрос в базовом сегменте до 5 тыс. рублей и флагманских моделей», — объяснили эксперты.
Если говорить в целом про рынок, то по оценке «М.Видео-Эльдорадо», за 9 месяцев этого года продажи колонок с голосовыми помощниками составили более 2,1 млн штук, что почти на 60 % больше, чем годом ранее. В деньгах объем рынка достиг около 18,5 млрд рублей. Средний чек составил порядка 7,7 тыс. рублей, снизившись примерно на 10 % год к году.
Базовые модели, смарт-ТВ и китайские бренды
Ассортимент и ландшафт производителей телевизоров расширился за счет брендов из Китая, России, стран СНГ и собственных торговых марок ретейлеров, рассказали собеседники «Телеспутника».
В Wildberries уточнили, что самыми популярными брендами на площадке (в порядке убывания) являются ноутбуки Acer, Asus, Lenovo, телевизоры «Яндекс», Xiaomi, Samsung, смартфоны HOCO, Samsung, Xiaomi.
По данным Ozon, наибольшим спросом пользуются телевизоры Hartens, Xiaomi, V-Home, TCL, LG, ноутбуки — Lenovo, Asus, Apple, Acer, Echips, планшеты — Xiaomi, Samsung, Digma, Apple, Teclast, смартфоны — Xiaomi, Realme, Tecno, смарт-часы — Xiaomi, Huawei, Apple, наушники — HOCO, exporium, Xiaomi, JBL, Defender, умные колонки — «Яндекс», VK, Red Line.
Представители «М.Видео-Эльдорадо» указали на рост проникновения телевизоров с фунцией смарт-ТВ, а также увеличение популярности телевизоров с разрешением Ultra HD 4К. «Доля умных телевизоров на рынке достигла в штуках 85 % (+5 пп г/г), в “М.Видео-Эльдорадо” — превысила 90 %, а увеличение популярности телевизоров с разрешением Ulltra HD 4К составило более чем на 50 % год к году», — рассказали «Телеспутнику» в «М.Видео-Эльдорадо». Ретейлер связывает это с растущей доступностью технологий, локализацией производства и расширением присутствия китайских брендов, а также ростом интереса к моделям с большими диагоналями, популярностью видеоконтента и стриминговых сервисов.
Востребованность китайских моделей в «М.Видео-Эльдорадо» связывают с тем, что ведущие китайские бренды предлагают качественные телевизоры, которые по техническим возможностям, качеству картинки и звука не уступают продукции южнокорейских компаний, но доступны по более выгодным ценам.
В этом году в «М.Видео-Эльдорадо» бренд Haier стал лидером в штучных продажах после третьего места годом ранее: он планомерно наращивал свои позиции в последние годы, а в этом году смог стать лидером за счет узнаваемости, ширины линейки, ценовой привлекательности и доступности товара. На второе место поднялся Hisense, на третье — бренд Toshiba. Далее следует собственная торговая марка «М.Видео-Эльдорадо» Hi. В топ-5 также вошли телевизоры Samsung. «Мы продолжаем развивать ассортимент южнокорейского бренда, который представлен преимущественно наиболее технологичными моделями в верхнем ценовом сегменте. Заметную долю в наших продажах также занимают Grundig, Artel, “Яндекс” и LG», — добавили в «М.Видео-Эльдорадо».
Что касается ноутбуков, то покупатели стали чаще обращать внимание на модели с большим дисплеем, отметили собеседники «Телеспутника». «На продажи моделей с экраном от 15 дюймов пришлось уже две три проданных устройств. Чаще всего россияне выбирают ноутбуки на процессорах Intel Core i5 и Core i3, а также AMD Ryzen 5 и Ryzen 7. Популярными операционными системами остаются Windows и macOS, при этом на рынке увеличилась представленность моделей без предустановленной ОС. Расширился ландшафт доступных брендов и скорректировался топ наиболее популярных производителей, доля китайских брендов в штучных продажах на рынке достигла 40 %», — пояснили в «М.Видео-Эльдорадо».
Значительный рост покупок традиционно пришелся на период распродаж. «Например, во время распродажи 11 ноября в топ самых популярных товаров на “Яндекс Маркете” вошли: телевизор Tuvio Full HD DLED на платформе “Яндекс ТВ”, умная колонка «Яндекс Станция 2», смартфоны iPhone 13 128 Гб, умная колонка «Яндекс Станция Макс», смартфон iPhone 15 128 Гб, а также наушники Apple AirPods Pro 2 MagSafe», — уточнили в «Яндекс Маркете».
Об увеличении количества заказов в период с 24 по 26 ноября также рассказали в Wildberries: оно выросло на 63 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Впрочем, по словам представителей марктеплейса, по различным категориям динамика разнонаправленная. Так, продажи телевизоров сократились на 52 %, ноутбуков — на 20 %, смартфонов — на 12 %, а вот наушников купили больше на 44 %.