Как пандемия отразилась на Tvigle?
Мы работаем давно и без инвестиций, но для нас пандемия стала проверкой на прочность и выявила наши сильные и слабые стороны. Мы поняли, что умеем зарабатывать, можем создать себе подушку безопасности. Аудитория нашего видеосервиса выросла в разы, и тенденция роста сохраняется по причине того, что люди стали больше времени искать контент в интернете. Мы работаем пока по рекламной модели, как следствие, в первом полугодии резко упала выручка. Сейчас она растет, люди стали больше пользоваться нашим продуктом. Заметили ряд позитивных изменений и внутри компании. Наша команда стала более сплоченной, поэтому и работа стала эффективнее. Если раньше возникало недопонимание отдельных членов команды важности их роли в общем деле, то теперь это недопонимание исчезло. Сегодня мы работаем как единый слаженный механизм.
Как вам удалось удержать новых пользователей?
Я думаю, что аудитория в интернете одна и та же, просто она перетекает между разными сервисами. Что сейчас рулит в интернете? Контент и технологическая часть платформы, то есть то, что делает продукт доступным, удобным в пользовании. Если это рекламный продукт — как у нас, — то важен объем рекламы: слишком большой тоже может негативно сказаться на объеме аудитории. Но самое главное, чем нужно привлекать пользователя, это контент. А это в свою очередь зависит от профессионализма команды. Мы перестроили работу редакции, усилили штат, в минувшем августе сменили главного редактора сайта. И успех не заставил себя ждать. Наша задача — переупаковать контент так, чтобы пользователям было интересно, сделать сайт более привлекательным — решается. Свои плюсы дали изменения в технологической части: мы расширили свою линейку продуктов, в ближайшее время у нас должны прибавиться приложения на смарт TB, в планах, возможно, уже в первом квартале 2021 года, сделать на смарт TB линейное вещание. Мы технологически обновили наше приложение на смарт TB, что также привлекло новых и более качественных пользователей. Сейчас у нас есть договоренность с одним из операторов связи о том, что мы будем внутри нашего приложения устанавливать пакет телеканалов. Надеемся, это улучшит качество нашего продукта.
А в чем сложность собственной разработки, запуска стриминга телеканалов?
Мы будем работать в технологической части, чтобы и эту составляющую вставить в наше приложение для смарт ТВ. От нас здесь требуются дополнительные расходы, связанные с распространением этих телеканалов. Мы должны будем перевыпустить все наши приложения, чтобы согласовать все с производителями умных телевизоров, нам потребуется время.
Ваш видеосервис доступен на нескольких платформах. Каковы различия в потреблении между пользователями, которые привыкли смотреть ваш контент на конкретном устройстве?
Самое качественное видеосмотрение идет на смарт ТВ. Там глубина просмотра достигается за счет большого экрана. Аудитория — женщины от 18 до 44 лет. Также у нас больше всего смотрят детский контент и русскую музыку плюс караоке — отдельный наш продукт. Десктопное смотрение занимает определенную долю, но здесь лидируют короткометражный контент и сериалы. Рост смотрения, в основном сериального контента, идет и на мобайле. Эта тенденция сейчас прослеживается на рынке в целом.
Какого рода рекламодатели превалируют на вашей платформе?
У нас превалирует сегмент FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары широкого потребления, — прим. ред.) плюс фармацевтические товары. И еще возвращаются рекламодатели авторынка.
Чего вы ожидаете от государства?
От государства хочется точечной поддержки нашей отрасли. Мы конкурируем за внимание зрителя, поэтому помогаем государству в это сложное время удержать определенный позитив, перенаправляя внимание людей. По сути, поддерживаем государство в его политике. Хотелось бы, чтобы финансирование для нас стало более доступным. Сейчас, чтобы получить кредит под сниженный процент, нужно предоставить банку обеспечение. Это подразумевает основные средства, серверы. Но онлайн-кинотеатры — это ИТ-компании, у нас большой штат разработчиков, стало быть, большие расходы на заработную плату, а расходы на ИТ-составляющую, то есть основные средства, каналы связи, маленькие. Поэтому как можно говорить о том, чтобы отдавать в залог основные средства? Мы оказываемся в заложниках. Банки, бывает, сами предлагают кредиты, но когда встает вопрос о необходимости предоставить залог, все разговоры сходят на нет. Мы делаем продукт и распространяем контент внутри нашего продукта, поэтому здесь сталкиваемся с трудностями.
Что касается инвестиционной среды, то все наши попытки с 2014 года получить новые раунды инвестиции заканчивались ничем. Сейчас выручка растет достаточно хорошими темпами, мы находимся в плюсе, но, к сожалению, инвесторов пока тоже нет. А ведь мы знаем, как эти инвестиции эффективно использовать, вложить их в качественный продукт, который нравится людям. А самое главное — знаем, как этот продукт сделать прибыльным.
Представим две ситуации: в конце года страна вновь уходит на самоизоляцию из-за пандемии или не уходит. Какую выгоду в каждом из этих сценариев вы сможете получить как видеосервис?
В первом сценарии мы видим повторение того, что было в первом полугодии текущего года: резкое падение рекламного рынка. Мы понимаем, что рекламный бизнес сезонный, но рекламодатели не будут видеть смысла нести расходы на рекламу товаров, если люди сидят дома. Пострадает не только наша площадка, но и телерадиовещание. Бизнес очень легко спугнуть, он будет снижать свои расходы именно на рекламные кампании, что на нас скажется крайне негативно. Интерес к нашему продукту повысится, снова будем наблюдать всплеск еще и потому, что рекламы будет меньше. Контент у нас хороший, но нам как площадке будет достаточно сложно удержаться на плаву. Подушка безопасности, которую мы сформировали за предыдущий год, практически закончилась. Сейчас мы немного компенсируем потери первого полугодия текущего года и, если режим самоизоляции снова вернется, на нас, онлайн-кинотеатре с рекламной моделью, он скажется негативно.
При позитивном сценарии мы строим грандиозные планы: будем подписывать достаточно большой каталог контента, мы нашли на него средства и хотим запустить свою платную модель, сформировать пакет фильмов. Окупится это или нет, пока точных прогнозов нет, делаем инвестиции очень осторожно, поскольку у нас уже есть хорошая аудитория, которая появилась в течение этого года. Мы хотим финансировать ее дополнительно, помимо рекламной модели.
Ситуация текущего года хорошо отразилась на рынке онлайн-видео: увеличилось количество пользователей, выросла выручка видеосервисов. Насколько сейчас возможна консолидация игроков?
На мой взгляд, гонка уже закончена. Мы начинали работать в 2007 году, когда была масса разных видеосервисов, были проекты «Ростелекома», другие неплохие проекты, которые на рынке не удержались. Сейчас для выживания на рынке есть две модели: прикрепиться к производителю контента или к оператору связи. В обоих случаях получаешь безграничный доступ к абонентской базе. Мы пока ни в какую сторону не двигаемся, но предложения нам поступают, поскольку мы одна из тех команд, которые умеют работать и быстро подстраиваться под изменения. Но я надеюсь, что в ближайшем будущем мы к кому-то прикрепимся. Выживать с каждым годом становится все сложнее. Хотя здорово, что на рынке много продуктов и конкуренция.