С введением режима самоизоляции весной текущего года онлайн-сервисы активно набрали зрительскую аудиторию. Сегодня ситуация достаточно противоречивая: выходим ли мы из пандемии или наблюдаем ее новый виток? Как следствие, вопрос удаленной работы на дому остается актуальным. Как такое положение в обществе отражается на динамике вашей аудитории?
В период режима самоизоляции аудитория существенно выросла: большая часть населения впервые открыла для себя онлайн-кинотеатры, и в какой-то момент эта аудитория стала даже больше аудиторий многих других платформ. После знакомства со многими онлайн-кинотеатрами пользователь определился с выбором платформы, в результате произошел спад аудитории, но и после этого она все равно осталась больше, чем была до режима самоизоляции. Согласно аналитическим данным TelecomDaily, каждый пользователь имеет в среднем до трех подписок на онлайн-кинотеатры. Наверное, использовать три подписки не очень правильно, но в этом все же есть и плюс: таким способом можно больше узнать о видеосервисах. Именно так пользователи узнали о нас, и мы гордимся, что 57% из них выбирают ivi. Их выбор говорит о высоком уровне нашего сервиса и высокой лояльности к нам.
Не секрет, что многие видеосервисы быстро набирали аудиторию за счет снижения цены подписки до 1 рубля. Все понимали, что подобный пробный период временный, потому как бизнес не может работать практически бесплатно. Вместе с тем возникли сомнения по поводу стабильного будущего: удастся ли сохранить аудиторию после отмены пробного периода? Вам это удалось?
Большая часть пришедшей в период режима самоизоляции аудитории осталась. То, что происходило с ценами на рынке в то время, и то, что такой ценовой политики придерживались лидирующие сервисы, это, по сути, демпинг. А он с точки зрения развития рынка ни к чему хорошему не приводит: контент стоит денег, все мы его приобретаем, и продавать затем подписку за рубль или вовсе предлагать бесплатно невыгодно. То количество триала (пробный период подписки, — прим. ред.), которое появилось на рынке, с одной стороны, дало возможность клиентам познакомиться с видеосервисами бесплатно, а с другой — существенно снизило конверсию триала платных подписок, которая когда-то была.
Ваш видеосервис использует комбинированную модель. Года два назад все аналитики говорили, что подписки по темпам роста значительно обгоняют рекламную модель. Потом наблюдался ренессанс рекламной модели. Поговаривали, что рекламную модель рано списывать со счетов. Что сегодня происходит с подписной моделью и что — с рекламной?
С существенной разницей растет платная подписная модель. О ренессансе я бы не сказал, но то, что нельзя сбрасывать со счетов рекламную модель, очевидно, потому что это правильный подход. И наше лидерство на рынке было получено как раз за счет того, что у ivi была самая массовая рекламная модель, многие клиенты в России через нее и пришли в онлайн-кинотеатры в первый раз. И это отличная отправная точка для входа в подписку. Поэтому я за существование обеих моделей. Они должны сосуществовать. На этом и строится наш бизнес.
Какое место в вашей работе играет платформа смарт ТВ? Какая доля вашей аудитории потребляет контент через эту платформу?
Более 60% выручки от платных подписок поступает через смарт ТВ, соответственно, это лидирующая платформа, она предоставляет пользователям хороший клиентский опыт, и доля смарт ТВ на рынке растет. При этом умалять важность веба, мобайла нельзя.
Вы высоко оцениваете перспективы контента формата 4К и 8К, при этом считаете, что сейчас это не более чем пиар.
Приведу вам аналогию из телеком-отрасли. Например, во многих странах уже запущены сети 5G. Но конечный клиент мало использует 5G, и то в основном это B2B-решения, для пиара, как подготовка к следующему этапу. Массового использования сетей 5G нет. То же самое происходит с 4К-контентом. Он должен быть, вместе с увеличением экрана телевизора в домохозяйствах, с улучшением интернета, с появлением соответствующего контента его чаще смотрят. Что касается формата 8К, давайте честно говорить, что он пока лишь для галочки.
Но купить 8К-телевизор сейчас не проблема.
Купить не проблематично. Но после этого нужно найти 8К-контент, потом — телеканал в таком формате. В итоге процент пользования будет невысоким. Доля 4К-контента уже стала заметной, хотя пока исчисляется единицами. 8К-контента практически нет. Это то, к чему мы будем двигаться в течение двух-трех лет. Сегодня переплачивать за 4К- и 8К-контент клиент пока не готов, это точно.
Исходя из финансовой отчетности, какова ваша доля заработка от 4К-контента?
Она пока не слишком видна. Единственное, что мы сделали, это обеспечили себе лидерство по 4К-контенту. Для нас важно лидировать по каталогам. Сейчас мы активно двинулись в сторону 8К-контента, потому что хотим, чтобы наши клиенты имели самый широкий выбор. Мы убеждены: если человек хочет 4К, он должен получить его на ivi в максимальном спектре. И так будет. Как эксперты рынка, мы не должны говорить друг другу, что если у тебя будет завтра 4К, то ты однозначно станешь лидером, а если не будет, то в лидеры не выбьешься. В 2021 году такого пока не произойдет, но лидер рынка должен иметь все.
Какова ваша стратегия с точки зрения производства оригинального контента?
С начала этого года мы активно производим собственный контент силами студии Carbon Production, в которой ivi владеет 25%. У нас есть хороший опыт с запуском сериала «Чума»: он побил все рекорды по количеству просмотров, потому что был запущен точно в срок и снят на хорошем уровне. Сейчас мы его продолжаем снимать, так что во второй половине года вы увидите много премьер, потому что в конкуренции производство собственного контента играет одну из ключевых ролей.