Виртульная площадка реальных дел
Вопросы по благоустройству петербуржцы оперативно решают на портале «Наш Санкт-Петербург», запущенном по инициативе губернатора города девять лет назад. По информации комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, сегодня в нем зарегистрировано более 292 тысяч пользователей, решено свыше 4,8 млн городских проблем по 195 категориям.
«Портал стал эффективным инструментом для улучшения города. Ежедневно им активно пользуются тысячи горожан: оставляют свои сообщения о различных проблемах, контролируют проводимые работы, узнают необходимую информацию об объектах инфраструктуры. Чтобы сообщить о проблеме, достаточно оставить сообщение на портале или в мобильном приложении “Наш Санкт-Петербург”. К модерации допускаются сообщения объемом не более 500 знаков. Этого достаточно, чтобы кратко и емко изложить суть проблемы. Может потребоваться прикрепить документ или фотографию к сообщению», — пояснили в комитете по информатизации и связи.
«Телеспутник» узнал, какие разделы в сфере ЖКХ есть на портале. Например, в разделе «Двор» выделено три направления: благоустройство, водоотведение и содержание жилья в многоквартирном доме. Здесь можно сообщить о мусоре на территории, не очищенных урнах, необходимости оборудовать контейнерную площадку или прочистить ливневую канализацию — всего предусмотрено свыше 30 ситуаций. В разделе «Дом» ситуаций больше: водоотведение и водоснабжение, аварийные дома, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирныйх домах, отопление и энергосбережение — словом, выделены практически все возможные вопросы: от тех, которые касаются состояния подвала и чердака, до организационно-правовых. В разделе «Квартира» учтены вентиляция, водоснабжение, водоотведение, центральное отопление.
На портале можно проследить статистику поступивших сообщений и решенных проблем, узнать рейтинг управляющих компаний.
В своем Telegram-канале вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин напомнил, что на портале также можно получить дополнительную информацию по адресным городским программам, ознакомиться с технико-экономическими паспортами многоквартирных домов и получить сведения об организациях, их обслуживающих.
«Сообщения, направленные через портал, в обязательном порядке рассматриваются городскими службами в строго установленные сроки», — подчеркнул вице-губернатор.
«004» принимает, портал сообщает
В комитете по информатизации и связи напомнили, что петербуржцы также могут круглосуточно сообщать о проблемах аварийного характера в сфере ЖКХ и благоустройства по номерам 576-40-04 и 004. Центр обработки вызовов 004 принимает звонки по таким проблемам, как протечка кровли, угроза падения дерева, неработающий лифт в доме. К сообщениям неаварийного характера относятся обращения, в которых не содержится информация об угрозе жизни и здоровью людей: это могут быть сообщения о мусоре на газоне, сломанном почтовом ящике или несоблюдении графика уборки подъезда.
«Все неаварийные сообщения, которые поступают по номеру 004 касательно ЖКХ, размещаются на портале “Наш Санкт-Петербург” для дальнейшего рассмотрения и исполнения соответствующими городскими службами. Если заявитель при обращении указал номер мобильного телефона, то ему направляется СМС со ссылкой на проблему на портале. По ней можно отследить ход отработки сообщения, узнать срок решения проблемы, ознакомиться с ответом исполнителя. Если заявитель не указал свой мобильный телефон оператору, информацию о сообщении можно будет получить только при повторном обращении в службу 004», — уточнили в комитете по информатизации и связи.
Как следует из Telegram-канала Станислава Казарина, согласно рейтингу Минцифры, Петербург занял лидирующие позиции в России по внедрению Платформы обратной связи (ПОС) в первом полугодии текущего года. Регионы оценивались по 23 показателям и двум направлениям: работа с сообщениями и обращениями граждан, а также общественные голосования. Ведомство учитывало и активность внедрения ПОС в регионе, своевременность и качество решения проблем, уровень удовлетворенности ответами. Обращения по поводу благоустройства дворов и территорий общего пользования значатся в числе наиболее популярных.
Мусорный бак с QR-кодом
Для эффективного взаимодействия горожан и власти, поддержки новых инициатив в решении акутальных городских вопросов в Петербурге реализуют проект инициативного бюджетирования «Твой бюджет 2.0». В нем участвуют команды горожан, которые предлагают идеи по развитию городской среды. Тематическое направление проекта 2023 года — «Цифровые технологии». По информации, размещенной на официальной странице проекта, на реализацию инициатив-победителей из бюджета Санкт-Петербурга предусмотрено до 90 млн рублей. На официальном сайте проекта размещены презентации идей горожан и указан их статус, например, «зарегистрирован», «на экспертизе», «на голосовании», «реализуется» или «реализован».
Проект «Бак-о-метр» 22 сентября находился на экспертизе. Его авторы предлагают внедрить компьютерное зрение в управление отходами. Инициатива решает проблему несвоевременного и неэффективного вывыза мусора, позволяет прогнозировать или предотвращать переполнение баков. Как следует из описания проекта, на вход предлагаемого цифрового решения поступают изображения, полученные с камер видеонаблюдения системы «Безопасный город» или отправленные горожанами в мобильном приложении. На мусорных баках или в местах их установки размещается QR-код с ссылкой на скачивание приложения. Система с помощью технологий компьютерного зрения проверяет фотографии, контролирует место и время снимка, чтобы отсеять недействительные фотографии. Далее осуществляется классификация баков по степени заполненности. Если классификатор подтвердит, что бак полный, то система создаст заявку на вывоз мусора коммунальной службе, и пользователь получит номер заявки, по которому сможет отслеживать статус ее выполнения в мобильном приложении. Также система ведет расчет оптимального пути движения мусоровоза с учетом расположения заполненных баков, что позволяет сократить временные и финансовые затраты на вывоз мусора. Для удобства жителей города и представителей органов власти информация о наполненности мусорных баков отображается на карте.
22 сентября на экспертизе находился еще один проект — «Создание личного кабинета для городских очередников». В описании проекта авторы подчеркнули, что имеющаяся на данный момент функциональность личных кабинетов неинформативна. Сейчас у гражданина нет возможности узнать свой актуальный номер в очереди на определенную категорию социальной выплаты. Поэтому необходимо создать цифровой сервис для очередников Петербурга. Это повысит прозрачность оказания государственных услуг и позволит гражданам оценить целесообразность своего участия в различных направлениях содействия в улучшении жилищных условий. Инициаторы указывают, что сервис будет полезен гражданам, признанным нуждающимися в помещениях социального найма или содействии в улучшении жилищных условий и обратившиеся за получением социальных выплат для приобретения жилых помещений. На 1 марта 2023 года в городе насчитывалось 20 тысяч семей данной категории.
«Потенциально сервисом заинтересуются более 87 тысяч семей-очередников», ― считают авторы проекта.
«Мой дом» в приложении
В июле Станислав Казарин анонсировал запуск нового сервиса «Мой дом» в мини-приложении «Я здесь живу», с помощью которого удобно получать информацию о графиках отключения воды, контактах управляющей компании.
«Сервис расположен в нижней части интерфейса мини-приложения. Открываете его, указываете адрес дома и получаете информацию о наименовании и контакты управляющей компании, о поликлиниках, к которым прикреплено здание, график плановых отключений коммунальных ресурсов, адрес ближайшего МФЦ, принадлежность к муниципальному округу и его официальная страница в соцсети. На странице сервиса есть две кнопки-ссылки: “Сообщения по ЖКХ” и “Фальсификации при выборе управляющей компании”. По первой можно проверить статус обращений по соответствующему дому на городском портале “Наш Санкт-Петербург”, по второй ― узнать порядок действий в случае, когда при выборе управляющей компании подпись жильца была поставлена незаконно», ― написал в Telegram-канале Станислав Казарин.
Он также напомнил, что в разделе приложения «Сообщения по ЖКХ» недавно стала отображаться и федеральная платформа обратной связи «Решаем Вместе».
Сервис быстрого реагирования
Коммунальные службы города на официальных сайтах информируют жителей о федеральных сервисах, которыми могут пользоваться петербуржцы. Так, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» разъяснил, что с помощью приложения «Госуслуги.Дом» пользователи могут направлять заявки службам ЖКХ, контролировать их исполнение и получать обратную связь. В нем также предусмотрена возможность просматривать и оплачивать счета за жилищно-коммунальные услуги, изучать сроки проведения капитального ремонта и перечень работ, результаты прошедших общедомовых собраний собственников. Также пользователи могут поставить оценку работе управляющей организации, на основе которой формируется их рейтинг. Сервис создан на базе государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ и включает в себя полезные функции.
Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга на своем сайте проинформировала, что ГИС ЖКХ — это единый ресурс, где собираются данные о состоянии ЖКХ со всей страны и всех участников рынка: через данную ГИС россияне могут взаимодействовать с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, ТСЖ, органами власти различных уровней. На портале ГИС ЖКХ можно проводить собрания в режиме онлайн. Такой формат голосования значительно снижает вероятность фальсификации подписей, так как участники должны обладать верифицированными аккаунтами. Для собственников жилья в крупных домах снимется вопрос о месте проведения общего собрания.
По информации, опубликованной на сайте Жилищного комитета Санкт-Петербурга, для удобства горожан работает большое количество сервисов, с помощью которых можно произвести оплату услуг ЖКХ без комиссии. Среди них: мобильное приложение «ПСК/ПЭС», чат-боты «Единого информационно-расчетного центра Санкт‑Петербурга», и другие. Оплатить услуги возможно также по QR-коду на квитанции.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.