img30 сентября 2024 в 18:39

Парковочные разрешения и Карта болельщика: как в Петербурге развивается сфера онлайн-услуг

У портала госуслуг Санкт-Петербурга и приложения «Госуслуги Санкт-Петербурга», реализованного на платформе Android, уже более двух миллионов пользователей. «Телеспутник» выяснил, что петербуржцы все активнее пользуются сервисами.

У портала госуслуг Санкт-Петербурга и приложения «Госуслуги Санкт-Петербурга», реализованного на платформе Android, уже более двух миллионов пользователей. «Телеспутник» выяснил, что петербуржцы все активнее пользуются сервисами.

Как рассказали в отделе по работе со СМИ СПБ ГКУ «МФЦ», разумеется, остаются люди, которые по каким-то причинам выбирают традиционный способ получения госуслуг и сервисов. Иногда причина в недоверии к передаче личных данных через интернет, иногда — неосведомленность о возможностях электронного правительства.

Чтобы нивелировать эти факторы, уже несколько лет ведётся активная работа по информированию жителей города о возможностях электронного правительства и регионального портала, онлайн-услугах и сервисах. Созданы и активно развиваются сообщества в основных социальных сетях, где не только регулярно размещаются актуальные сведения, но и даются ответы на вопросы подписчиков. Совокупная аудитория сообществ на площадках в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассники» превышает 125 тыс. подписчиков.

Какие услуги появились

Развитие электронных госуслуг продолжается в постоянном режиме: в 2024 году на портале gu.spb.ru появилось 11 новых сервисов, в разработке находится более 20 услуг, которые планируется внедрить на Портале госуслуг Санкт-Петербурга (gu.spb.ru) в конце 2024 и начале 2025 года. В частности, в этом году уже реализованы услуги «Приём заявлений и документов в лагеря дневного пребывания в период школьных каникул», «Ежемесячное пособие на ребёнка-инвалида», «Ежегодная компенсационная выплата на ребёнка, страдающего заболеванием целиакия».

Помимо этого, появилась услуга по онлайн-регистрации специалистов в области ветеринарии, расширился список льготников, которые могут получить парковочные разрешения онлайн: к ним добавились граждане, имеющие звание героя, и люди с инвалидностью.

«Мы реализуем и госуслуги социальной сферы, и сервисы для бизнеса – всё, что наиболее востребовано у жителей региона», — отметили в МФЦ.

Масштабируется и использование так называемого «механизма многоподписи», который создали для случаев, когда заявление должны подписать два и более человека. До недавнего момента в такой ситуации всем заявителям нужно было лично обращаться в орган власти. Теперь они смогут подписать заявление на портале онлайн. Такая возможность сейчас реализована для ряда услуг жилищной сферы.

Механизм адаптировали и для услуги по выдаче парковочных разрешений жителей района: если раньше в случаях, когда у жилого помещения два и более совладельца, каждому из них нужно было лично явиться в орган власти или МФЦ, чтобы там подтвердить решение о выборе владельца, в отношении которого будет действовать парковочное разрешение, то теперь подписать такой документ можно онлайн на портале.

Кроме того, на портале реализуется «комплексный запрос» по услугам для семей с детьми — это совместный проект Комитета по информатизации и связи и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. Комплексный запрос предполагает, что заявитель заполняет единую электронную форму заявления по услугам, на получение которых он имеет право в соответствии со сложившейся жизненной ситуацией. Заявителю не нужно предоставлять много раз одни и те же документы и сведения для принятия решения по каждой отдельной услуге, он вносит сведения один раз, чтобы получить целый ряд положенных ему услуг.

В следующем году на портале госуслуг Санкт-Петербурга планируют реализовать региональные жизненные ситуации («Житель блокадного Ленинграда», «Отправить ребенка на отдых», «Мой дом – дом культурного наследия» и другие), в рамках которых пользователи смогут комплексно и адресно получить всю необходимую информацию по теме, определить перечень полагающихся государственных услуг, сервисов и мер поддержки и оформить единый электронный запрос, не подавая отдельные заявления и не предоставляя многократно одни и те же сведения и документы.

Запланировано также внедрение и развитие технологий реестровой модели, когда результатом той или иной услуги является автоматическая запись в соответствующем электронном реестре. Предусматривается возможность автоматического формирования выписки из такого реестра, а также размещения открытых публичных реестров на портале госуслуг Санкт-Петербурга по наиболее социально значимым городским направлениям.

Чтобы воспользоваться федеральным (gosuslugi.ru) и региональным(gu.spb.ru) порталами госуслуг необязательно иметь даже компьютер. Оформление услуг в электронном виде стало одним из важных сервисов МФЦ. В 66 МФЦ Петербурга развернуто 105 рабочих мест самообслуживания. Здесь можно оформить 122 электронные услуги, а также получить консультацию специалистов центров. По статистике уже более 10 % всех очных обращений МФЦ предоставляются в электронном виде, однако очный формат также широко востребован. Сегодня число обращений во все городские МФЦ составляет 18-20 тыс. обращений в день. МФЦ Петербурга предоставляют жителям 361 услугу. Список не является конечным.

Какие услуги реализовали

За 2024 год в МФЦ было организовано предоставление следующих услуг:

1) в период с 29.01.2024 по 11.03.2024 МФЦ принимали участие в предоставлении услуги «Прием и обработка заявлений о включении избирателей в список избирателей по месту нахождения, заявлений об аннулировании включения в список избирателей по месту нахождения и направлении соответствующей информации в территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге на выборах Президента Российской Федерации»;

2) по услугам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 01.03.2024 МФЦ приступили к приему:

— запроса выписки из федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в рамках услуги «Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал»;

— заявлений о подтверждении постоянного проживания гражданина Российской Федерации, получающего социальную пенсию;

— заявлений о выплате накопительной пенсии в связи с прекращением деятельности негосударственного пенсионного фонда;

— заявлений об отказе от получения назначенной пенсии в рамках услуги «Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению»;

3) с 01.04.2024 МФЦ приступили к участию в предоставлении государственной услуги «Внесение в Реестр парковочных разрешений героя или почетного гражданина записи о парковочном разрешении героя или почетного гражданина, сведений об изменении записи о парковочном разрешении героя или почетного гражданина и об аннулировании парковочного разрешения героя или почетного гражданина» в части приема обращений от лиц, удостоенных звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга»;

4) с 27.05.2024 МФЦ приступили к участию в предоставлении государственной услуги «Предоставлять дополнительную меру социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты отдельным категориям граждан ко Дню Победы в Великой Отечественной войне», отнесенной к компетенции администраций районов Санкт-Петербурга;

5) с 18.06.2024 МФЦ приступили к приему заявлений об оформлении гражданства Российской Федерации несовершеннолетних до 14 лет, приобретенного по рождению, и документов, необходимых для оформления гражданства Российской Федерации;

6) с 01.07.2024 в МФЦ организовано предоставление услуги «Составление и подготовка документов для подачи в федеральные суды общей юрисдикции, в том числе посредством интернет-портала ГАС «Правосудие» (в рамках административного и гражданского судопроизводства)»;

7) в период с 22.07.2024 по 02.09.2024 МФЦ принимали участие в предоставлении услуг:

— «Прием и обработка заявлений о включении избирателей в список избирателей по месту нахождения, заявлений об аннулировании включения в список избирателей по месту нахождения и направление соответствующей информации в территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге на выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга»,

— «Прием и обработка заявлений о включении избирателей в список избирателей по месту нахождения, заявлений об аннулировании включения в список избирателей по месту нахождения и направление соответствующей информации в территориальные избирательные комиссии в Санкт-Петербурге на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18»;

8) с 01.08.2024 МФЦ приступили к участию в предоставлении государственной услуги «Предоставлять дополнительную меру социальной поддержки по финансированию расходов, связанных с предоставлением подарочного комплекта детских принадлежностей на новорожденного ребенка», отнесенной к компетенции Комитета по делам записи актов гражданского состояния;

9) с 02.09.2024 в секторе № 8 МФЦ Приморского района организовано предоставление услуги «Прием документов для подготовки и заключения договора добровольного медицинского страхования (страхового полиса)».

Карта болельщика

Сервис «Прохождение процедуры идентификации личности по заявлению на оформление персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования» предоставляется в МФЦ с 04.07.2022. Сервис подразумевает подачу заявления на оформление Карты болельщика и загрузку фотографии заявителя на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ) с последующим прохождением идентификации в МФЦ.

В связи с востребованностью оформления Карты болельщика с 20.02.2023 в МФЦ организовано предоставление сервиса «Прохождение процедуры оформления персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования», при котором подача заявления и фотографирование заявителя осуществляются в МФЦ без предварительной заявки на ЕПГУ. Таким образом заявитель может пройти полную процедуру оформления Карты болельщика в МФЦ, включая фотографирование.

На сегодняшний день все структурные подразделения МФЦ оказывают оба сервиса — по идентификации заявителя и по оформлению Карты болельщика.

Также на территории стадиона «Газпром Арена» за день до проведения матча «Зенита» в рамках Российской премьер-лиги и в день проведения спортивного соревнования с 2023 года работает временный центр на 40 окон приема и 5 автобусов мобильных МФЦ на 13 окон приема, в которых осуществляется прием заявителей на оформление Карты болельщика.

Всего за период с 04.07.2022 по 31.08.2024 (с даты начала предоставления сервисов) было оформлено 259 943 обращения:

— прохождение идентификации личности по заявлению на оформление персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования: 183 522 обращения;

— прохождение оформления персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования: 76 421 обращение.

В том числе за период с 01.01.2024 по 31.08.2024 оформлено 66 924 обращения:

— прохождение идентификации личности по заявлению на оформление персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования: 36 408 обращений;

— прохождение оформления персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования: 30 520 обращений.

Санкт-Петербург находится на первом месте среди всех регионов России по доле оформленных карт болельщика к численности населения (4,64 %) и на втором месте (после Москвы) по общему количеству оформленных карт болельщика.

Достигли впечатляющих высот

Санкт-Петербург занимает одно из ведущих мест в России по цифровизации, в том числе в области электронных государственных услуг. Однако сфера онлайн-услуг – лишь часть более широкой и комплексной цифровой трансформации города. Информатизация региона достигла впечатляющих высот, что подтверждают высокие позиции в основных рейтингах. Например, в индексе цифровизации «IQ городов» Санкт-Петербург регулярно входит в число лидеров, демонстрируя успехи в области электронных госуслуг и цифровых технологий, а в рейтинге цифровой зрелости субъектов РФ регион часто находится среди лучших по показателям цифровизации в различных аспектах, включая доступ к интернету и использование цифровых платформ. Это свидетельствует о стремлении города к инновациям и улучшению качества жизни жителей через современные технологии.

*Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий