Существующие 3D-технологии можно разделить на следующие категории: стереокинематограф, дополненная реальность (AR), виртуальная реальность (VR), а также экраны с поддержкой 3D-изображений. В статье мы подробно рассмотрим каждую из них, а также порассуждаем о возможности использования данных технологий в телесмотрении.
Стереокинематограф
Это разновидность кинематографических систем, имитирующих наличие третьего измерения или вызывающих у зрителя иллюзию глубины пространства. В основе технологии лежит феномен бинокулярного зрения человека и оптический эффект параллакса. Самыми распространенными технологиями стереокинематографа являются Dolby 3D, IMAX, RealD Cinema и XpanD 3D.
Наибольшую популярность данные технологии приобрели в киноиндустрии. Первые показы стереофильмов состоялись еще в начале XX века. В 1915 году Эдвин Портер и Уильям Уодделл организовали в Нью-Йоркском театре «Астор» коммерческий показ экспериментальных фильмов, снятых по анаглифическому методу (цветовое кодирование изображений, предназначенных для левого и правого глаза, — прим. ред.). В их числе были съемки с участием Мари Доро, сцены из фильма «Песец Джим» с участием Джона Мэйсона, съемки восточных танцовщиц, а также киносъемка Ниагарского водопада. Однако известны подтвержденные в периодической печати тех лет факты о том, что первый в мире показ 3D-фильма состоялся в России. В 1911 году в Санкт-Петербурге открылся электротеатр «Танагра», в котором демонстрировались объемные кинокартины, изготовленные по патенту Оскара Местера.
Расцветом кино в 3D-формате стали 1980-е годы, когда свое триумфальное шествие по миру начал IMAX (70-мм формат кинопленки с размещенными рядом изображениями). Возрождение популярности 3D-кинематографа пришлось на 2009–2010-е годы, когда на экраны вышли такие картины как «Аватар» и «Алиса в стране чудес». В те же годы технологии 3D добрались и до телевизоров. Продажи 3D-телевизоров росли как на дрожжах, каждый год выходило по 10–20 моделей от известных производителей. Несколько телеканалов стали вещать в 3D, например, Ocean TV и японский BS11 3D.
Однако в 2016 году Philips и Samsung полностью прекратили производство 3D-телевизоров, а LG снизил их долю производства. К 2021-му телевизоры с поддержкой 3D практически полностью пропали с полок магазинов. Причинами этого производители называют недостаток контента и снижение спроса. Доля новых фильмов, которые выходят в 3D, также снижается последние 5–7 лет. Очевидно, что пик популярности стереокинематографа остался в прошлом.
Дополненная реальность
Одной из 3D-технологий, которая находится в активной фазе роста, является дополненная реальность (Augmented Reality, AR). AR — это технология, позволяющая с помощью компьютера или другого устройства дополнять окружающий нас физический мир цифровыми объектами.
Технология доступна практически на любом устройстве: многие приложения легко запускаются на большинстве современных смартфонов, а некоторые AR-объекты можно увидеть даже в браузере, отсканировав QR-код.
AR можно применять и в телесмотрении. Одним из вариантов является использование данной технологии как вспомогательного ресурса для телевидения, то есть совмещение телепросмотра с использованием мобильных устройств, в том числе для поиска дополнительного контента и приложений.
В настоящее время наиболее часто AR используется в таких сферах как развлечения, образование, реклама, логистика, искусство, помощь людям с ограниченными возможностями. Но существуют и примеры успешного применения дополненной реальности крупными телекомпаниями для привлечения и удержания аудитории.
Например, зрители в Азии получили доступ к AR-приложению BBC Worldwide, созданному вместе с компанией Blippar для продвижения сериала о природе «Планета Земля II». Пользователи могли сканировать 19 обыденных объектов вокруг себя, чтобы разблокировать дополнительную реальность. Особенность заключалась в том, что вместе с познавательными фактами о животном пользователь узнавал, как оно связано с отсканированным объектом.
В России рынок дополненной реальности также активно развивается. Согласно «ТМТ Консалтинг», по итогам 2020 года он вырос на 16 % и достиг 1,4 млрд рублей. Лидируют решения для B2B, занимая 70 % рынка. По последним оценкам, рынок дополненной и виртуальной (о ней речь пойдет дальше) реальностей в России в ближайшие годы будет расти в среднем на 37 % в год и достигнет 7 млрд рублей к 2025 году. Это означает начало бурного роста и необходимости построения партнерской экосистемы.
Что касается использования AR в сфере телевидения в России, то одним из самых заметных проектов можно назвать AR-ракету, которую Первый канал добавил в свое приложение к съемке первого фильма в космосе «Вызов». Любой желающий мог запустить ракету прямо в своей квартире, офисе или парке. Внешний вид и внутреннее устройство AR-ракеты полностью повторяют оригинал. Есть возможность увеличивать ее размер, вращать, детально рассматривать. А во время виртуального полета можно делать фото и видео.
У технологии AR есть большой потенциал для дальнейшего развития за счет относительно недорого производства контента, однако она не заменяет телевидение, а служит лишь дополнением ему
У технологии AR есть большой потенциал для дальнейшего развития за счет относительно недорого производства контента, однако нужно заметить, что она не заменяет телевидение, а служит лишь дополнением ему. Например, может использоваться для продвижения и рекламы.
Виртуальная реальность
Другой широко обсуждаемой 3D-технологией, которая продолжает набирать популярность, является виртуальная реальность. Данная технология имеет много направлений, воплощенных в самых разных продуктах. Основными сферами ее использования являются: игры, обучающие симуляторы, виртуальные экскурсии и реклама. Перспективы применения VR в кинематографе и телевидении также поражают воображение.
Технологии виртуальной реальности уже сыграли важную роль для кинематографа. Образовалось самостоятельное направление в кино, которое впервые за историю развития этого вида искусства разрушило барьер условности между экраном и местом в зрительном зале и перенесло зрителя прямо внутрь кадра. Многое изменилось в съемочном процессе, сформировались особые приемы в работе над VR-фильмами.
Одно из перспективных направлений применения виртуальной реальности — это производство образовательных научно-популярных фильмов и кино с интерактивными возможностями для мирового рынка развлечений. Существует и возможность использования технологии виртуальной реальности для создания классических телевизионных форматов. Например, трансляции в реальном времени сферического VR-видео в разрешении 4К с нескольких камер. При хорошем интернет-подключении и качественной организации съемочного процесса и режиссуры трансляции зритель почувствует сильный эффект погружения в событие. Это позволит ему почувствовать себя в центре событий, которые происходят в другом городе или стране. Особенно удачно это можно использовать в таких жанрах, как репортажи с мест событий, спортивные соревнования, музыкальные концерты, интервью.
Уже сейчас есть возможность посмотреть фильмы, снятые с использованием VR-технологий. Оценить данную технологию также можно с помощью YouTube VR или Netflix VR. Если говорить про российский сегмент, то можно выделить проект «Космос 360», в рамках которого RT совместно c «Роскосмосом» и РКК «Энергия» показали видео из открытого космоса, которое позволило зрителям ощутить себя космонавтами.
Таким образом, у технологий виртуальной реальности есть перспективы развития в том числе и в телевизионной сфере, которая может стать еще более зрелищной благодаря максимальному погружению и интерактиву. Из недостатков можно назвать более затратное производство VR-контента по сравнению с обычным телевидением, а также необходимость иметь дорогостоящее оборудование для просмотра (VR-шлем либо VR-очки в сочетании с производительным компьютером). Перспективы виртуальной реальности сильно зависят от того, насколько популярным станет данное оборудование у массового зрителя.
3D-телефоны
Говоря о 3D-технологиях, нельзя не упомянуть и мобильные телефоны с поддержкой 3D. Такие устройства передают зрителю ощущение глубины с помощью стереоскопии или любой другой формы трехмерной техники глубины.
Большинство 3D-телефонов имеют автостереоскопический дисплей с барьером параллакса (3D-дисплей без очков), а некоторые также располагают камерой глубины либо 3D-выходом через HDMI.
Одним из первых устройств с данной технологией в широком производстве можно считать мобильный телефон Sharp mova SH251iS, вышедший в 2002 году. Устройство имело огромный успех в Японии, было продано 4,325 млн единиц, что сделало его самым продаваемым с поддержкой 3D.
Еще одним заметным примером использования данной технологии является игровая консоль Nintendo 3DS, поступившая в продажу в 2011 году. Однако ее продажи не были столь высокими, как предполагала Nintendo, что повлекло некоторые убытки.
Самым последним выпущенным к настоящему моменту устройством с 3D-экраном является планшет Lume Pad. Его экран можно мгновенно переключить из обычного режима (2D) в режим 3D Lightfield для просмотра наиболее естественного и захватывающего трехмерного изображения на мобильном устройстве. Lume Pad также может захватывать, редактировать и обмениваться 3D-изображениями и видео, которые можно публиковать в LeiaPix — социальной сети 3D-изображений.
Несмотря на то, что мобильные устройства с поддержкой 3D могут показывать качественное голографическое изображение их рынок весьма ограничен. За годы выпуска различных моделей они так и не стали использоваться широко.