img20 июля 2022 в 15:10

Как интернет-провайдеры «ускоряют» Петербург

Усиление конкуренции между интернет-провайдерами и сотовыми операторами по предоставлению услуги доступа в Сеть на фоне общей стагнации телеком-отрасли — основная тенденция последних нескольких лет. В борьбе за абонента участники рынка стараются расширять спектр услуг, а также инвестировать в модернизацию сетей, несмотря на непростую экономическую ситуацию.

Усиление конкуренции между интернет-провайдерами и сотовыми операторами по предоставлению услуги доступа в Сеть на фоне общей стагнации телеком-отрасли — основная тенденция последних нескольких лет. В борьбе за абонента участники рынка стараются расширять спектр услуг, а также инвестировать в модернизацию сетей, несмотря на непростую экономическую ситуацию.

По данным «ТМТ Консалтинг», в первом квартале 2022 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России составило 34,8 млн (рост на 0,2 % год к году), а проникновение услуги — 61 %. Один из факторов низкого роста абонентской базы — насыщенность рынка, объясняют эксперты.

По итогам первых трех месяцев текущего года крупнейшие федеральные операторы — «Вымпелком», «МТС», «Ростелеком», «ЭР-Телеком» — продемонстрировали небольшой рост абонентской базы и выручки. По мнению аналитиков, драйверами роста по-прежнему остаются конвергентные тарифы, а также расширение присутствия за счет охвата частного сектора в пригородах крупных городов.

Опрошенные «Телеспутником» эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее время на рынке доступа в интернет резких перемен ждать не стоит, при этом общероссийские тенденции характерны и для петербургского рынка. «Среди них — сокращение применения фиксированной телефонной связи в пользу использования мессенджеров, активизация подключений широкополосного доступа в интернет для удаленной работы и учебы, которую подстегнула пандемия коронавируса, а также усиление конкуренции с сотовыми операторами по предоставлению услуги доступа в интернет», — объясняет финансовый аналитик, автор стратегии автоследования в ГК «Финам» Дмитрий Марков.

Эксперты также констатируют, что в Северной столице продолжается процесс консолидации. По данным Роскомнадзора, в 2021 году количество зарегистрированных лицензий на оказание сотовой и фиксированной связи составило 9,5 тыс., что на 9,4 % меньше, чем годом ранее. Таким образом, основная конкуренция в Петербурге происходит между федеральными операторами — «Ростелекомом», «МТС», «МегаФоном», «Вымпелкомом», «ЭР-Телекомом» — и региональными «ОБИТ» и «еТелеком» (с 2004 года работает под брендом «еТелеком» для физических лиц и «еТелеком Бизнес» для юридических лиц, входит в ГК «ЭлектронТелеком», — прим. ред.). Согласно рейтингу агрегатора «Питер On-line», «еТелеком» входит в топ-3 интернет-провайдеров Санкт-Петербурга, «ОБИТ» — на 5 месте. По результатам второго квартала 2022 года, «еТелеком» вошел в топ-10 провайдеров Санкт-Петербурга с высоким медиарейтингом.

Участники рынка отмечают, что главными параметрами для абонентов по-прежнему остаются бесперебойный доступ в Сеть, скорость передачи данных и цена услуг. «Интернет-провайдеры жестко конкурируют по указанным выше пунктам», — указывает Дмитрий Марков.

Кроме того, в конкурентной борьбе они стараются расширить спектр предлагаемых услуг — за счет интерактивного телевидения, телефонии, видеонаблюдения и видеоаналитики, а также сотрудничества с онлайн-кинотеатрами и разработчиками антивирусов. «Однако пока в общей структуре выручки это занимает небольшую долю», — считает генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.


На рынке платного ТВ основной прирост происходит за счет технологии IPTV: по итогам 2020 года, в России количество абонентов, подключенных по этой технологии, увеличилось на 8,7 %, в 2021-м — на 5,5 %. Провайдеры активно развивают услугу интерактивного ТВ. Одни заключают соглашения со сторонними разработчиками и предлагают сервис на базе платформы партнера, а другие создают собственные технологические решения, что гарантирует полную управляемость. По второму пути пошла «еТелеком», запустив в 2021 году услугу интерактивного телевидения ET Media.

Также в ответ на конкуренцию со стороны федеральных игроков «еТелеком» запустил в 2021 году услуги для корпоративного сектора: умное видеонаблюдение Zeet и инструмент продвижения бизнеса «Wi-Fi Таргет».

Не менее важен фирменный стиль. Компании стараются регулярно обновлять его для сообщения аудитории о своих ценностях и миссии. Например, в 2020 году масштабный ребрендинг провели провайдер «еТелеком», в 2021-м — «ОБИТ», а в 2022-м — «ЭР-Телеком» («Дом.ру»).

Провайдеры стараются уделять особое внимание социальной ответственности. Так, во время пандемии компании приняли ряд мер поддержки своих абонентов. «еТелеком» в этот период повысил скорость до максимально возможной на оборудовании пользователя. Аналогично поступил и «Ростелеком».

Современная инфраструктура важна для привлечения новых абонентов и удержания текущих клиентов. Для улучшения скорости и качества связи провайдеры проводят модернизацию сетей. Одну из таких крупных модернизаций сейчас завершил «еТелеком», который владеет собственной волоконно-оптической сетью протяженностью более 4000 км в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также входит в группу компаний, обладающей собственной точкой обмена трафиком DATAIX (5 место в мире по количеству трафика — пиковая загрузка 5,3 Тбит/с). Итогом модернизации стало повышение отказоустойчивости сети, а у абонентов появилась возможность приобретать тарифы со скоростью до 1 Гбит/с.

«Спрос на тарифы со скоростью до 1 Гбит/с есть у бизнеса, досуговых организаций, профессиональных геймеров, потребителей видеоконтента, квартир с большим количеством пользователей», — поясняет Дмитрий Марков.

На сегодняшний день опрошенные «Телеспутником» эксперты сходятся во мнении, что участники телеком-рынка продолжают активно работать над развитием инфраструктуры, маркетингом и качеством сервиса для наращивания доли рынка. В перспективе провайдеров ждут: развитие интернета вещей, глобализация сети через подключение к спутнику, искусственный интеллект и виртуальная реальность. Все это потребует масштабных инвестиций в развитие сервисов, перестройку бизнес-процессов и инфраструктуры, чтобы обеспечить доступ своих абонентов к новым технологиям, сохранить долю рынка или даже составить конкуренцию крупным игрокам.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий