Перечислите, пожалуйста, основные драйверы рынка облачных сервисов.
Выделю три. Первый — это рост фокуса на информационную безопасность. Клиенты активно переносят инфраструктуру в облака, и в этих условиях вопрос обеспечения информационной безопасности и безопасности в целом становится определяющим при выборе поставщика.
Второй — все, что связано с машинным обучением. Нейросети умеют решать различные задачи, связанные с созданием текстового контента, и все заказчики пытаются найти способы его монетизации.
Третий — взрывной рост интереса к облачным технологиям и массовый переход на облачные сервисы. Клиенты из разных отраслей начинают оценивать преимущества облачных технологий, что помогает нам, как облачной платформе, развиваться активнее.
За последнее время медиакомпании увеличили потребление облачных сервисов. Какие из них сегодня наиболее востребованы?
Если пару лет назад мы ощущали спрос на базовые облачные сервисы — аренду вычислительных ресурсов, виртуальных машин, — то сегодня интерес смещается в сторону серьезных интеллектуальных решений. К примеру, крупная анимационная компания сняла новые серии мультфильма, премьера которого состоялась десять лет назад. Соответственно, за это время актеры, озвучивавшие мультипликационных героев, выросли. И компания попросила с помощью машинного обучения сделать виртуальных актеров с теми же детскими голосами.
Также высок спрос на все, что касается поиска. Как правило, у любой медиакомпании есть большой медиаархив. У кого-то он остался еще с советских времен, а у кого-то свой накопился. Удобный поиск нужной информации — непростая задача, особенно если искать ее не по названию, а по определенным озвученным словам. Такие сложные сценарии становятся все более востребованными. Например, такой проект у нас реализован с компанией «ТВ Центр».
Два года назад облачные провайдеры заявляли о приостановке проектов расширения своих сетей дата-центров в силу известных мировых событий. Есть ли у вас сейчас проблемы с обновлением инфраструктуры?
Мы были одной из первых ИТ-компаний, которая развивала собственные дата-центры. Многие удивлялись, что Yandex Cloud работает на серверах собственной разработки. Также мы разрабатываем серверные стойки, а к услугам контрактных вендоров прибегаем только для изготовления необходимого оборудования. Из-за нестабильного курса доллара возникают определенные экономические проблемы, но серьезных трудностей именно с закупкой «железа» нет.
Вы сказали о росте потребления сервисов, связанных с искусственным интеллектом. Какие задачи он помогает решать вам самим?
Три—четыре года назад мы начинали с реализации базовых сценариев использования голосовых технологий, к примеру, перевода голоса в текст, и наоборот. Теперь у нас есть возможность делать уникальный голос для каждого бизнеса, и эта услуга востребована. Далее добавились уже специализированные сервисы: распознавание изображений, интеллектуальный поиск по информации. Мы предоставляем нашу платформу для дата-сайентистов (специалисты по работе с данными для решения задач бизнеса, — прим. ред.), которые могут обучать и разрабатывать собственные модели, например, прогнозирование спроса, пополнение магазина.
Кроме того, сейчас все говорят о применении больших языковых моделей. Yandex Cloud предоставляет свою языковую модель всем: не только обычным пользователям, но и бизнесу, который получает к ней доступ через API (прикладной интерфейс программирования, — прим. ред.) и может разрабатывать на ее основе собственные решения.