img09 апреля 2020 в 16:30

Диски напрокат: как давний бизнес приносит Netflix миллионы

В далеком 2007 году крупнейший американский сервис по прокату DVD- и Blu-ray-носителей Netflix запустил собственный видеосервис. Так началась эпоха стриминга и онлайн-кинотеатров. За прошедшие 13 лет многое изменилось, но бизнес по прокату физических носителей по-прежнему приносит компании миллионные доходы. Почему до сих пор на него есть спрос?

В далеком 2007 году крупнейший американский сервис по прокату DVD- и Blu-ray-носителей Netflix запустил собственный видеосервис. Так началась эпоха стриминга и онлайн-кинотеатров. За прошедшие 13 лет многое изменилось, но бизнес по прокату физических носителей по-прежнему приносит компании миллионные доходы. Почему до сих пор на него есть спрос?

Наверное, многие знают, с чего начинала одна из самых успешных компаний в мире, работающих в сфере развлечений. В конце 1990-х Netflix основали два энтузиаста — Марк Рэндольф и Рид Хастингс, решившие реформировать рынок проката фильмов и сериалов на физических носителях. Легенда гласит, что идея сервиса пришла к Хастингсу, после того как он был вынужден внести большую сумму за просрочку возврата DVD в одном из сервисов проката.

На тот момент DVD был самым перспективным форматом физических носителей: Blu-ray появился только в 2006 году, а VHS-кассеты в США уже начали выходить из моды. Компаньоны придумали удачную модель работы: стоимость аренды диска составляла $4 в неделю, получить его можно было по почте или забрать в офисе. По сведениям издания The Motley Fool, к 2006 году услугами Netflix по прокату DVD пользовалось 6,2 млн абонентов.

В 2007-м компания запустила собственный онлайн-видеосервис в дополнение к своему основному виду деятельности. Со временем стало очевидно, что будущее за стримингом видео, — по состоянию на январь 2020 года у Netflix насчитывалось 167 млн подписчиков. Но компания продолжает заниматься прокатом фильмов и сериалов на дисках, хотя, казалось бы, кому они сейчас нужны?

Фото: Shutterstock

DVD в эпоху онлайна

К ноябрю 2010 года общее количество подписчиков Netflix достигло 20 млн, и компания впервые запустила отдельные тарифные планы только для пользователей онлайн-сервиса. С тех пор бизнес по аренде DVD постепенно катится вниз. По состоянию на конец 2019 года в США насчитывалось 2,14 млн подписчиков сервиса по аренде дисков (по данным Statista), для сравнения: в 2019-м их было 2,7 млн, а годом ранее — 3,3 млн.

Netflix фактически выделил свой DVD-сервис в отдельное направление еще в 2011 году, до недавнего времени у него был свой сайт (ныне недоступен), сейчас все взаимодействие с клиентами осуществляется через мобильные приложения для платформ Android и iOS. У сервиса есть своя команда менеджеров и штаб-квартира в Лос-Гатосе (штат Калифорния). В свое время Netflix управлял 50 центрами доставки DVD в США, а сегодня, по данным CNBC, их действует всего 17.

Стандартный тариф Netflix на прокат DVD составляет $7,99 в месяц и дает возможность арендовать неограниченное количество дисков, но только один за раз. Пользователи премиального плана стоимостью $11,99 могут одномоментно брать в аренду два диска. Есть также возможность проката дисков Blu-ray в рамках стандартного плана за $9,99 и премиального — за $14,99. По всем четырем тарифам сборы за просрочку отсутствуют, на чем, видимо, настоял Рид Хастингс (вспомним легенду).

Удивительно, что в наше время находятся люди, готовые ждать диски по почте. Но у этого есть и рациональные причины: прокат DVD все еще имеет ряд преимуществ перед онлайн-стримингом

Почему сервис еще на плаву?

Конечно, удивительно, что в наше время находятся люди, готовые ждать диски по почте. Но у этого есть и рациональные причины: прокат DVD все еще имеет ряд преимуществ перед онлайн-стримингом.

Во-первых, согласно The Motley Fool, в сервисе проката DVD Netflix доступно около 100 тыс. фильмов и сериалов, против около 6 тыс. наименований на стриминговой платформе. Во-вторых, свежие релизы обычно официально доступны на физическом диске раньше, чем в онлайне, а многие фильмы и сериалы вообще никогда не попадают в библиотеки онлайн-кинотеатров. Также в США множество людей живет в местах с ограниченным доступом к интернету, поэтому многие из них предпочитают смотреть видео на DVD и Blu-ray.

В 4-м квартале 2018 года прокат DVD принес Netflix $85 млн выручки, из них $51,5 млн прибыли (в 2017 году — $62,7 млн). При общей выручке Netflix за тот же период в $4,2 млрд очевидно, что аренда дисков приносит сравнительно небольшие средства. Но пока это так, компания будет заниматься этим бизнесом.

Учитывая, что прибыль от услуг по прокату дисков за год снижается примерно на $10 млн, сервис как минимум просуществует 2-3 года. Кстати, бывший сотрудник Netflix ранее сообщил телеканалу CNBC, что поддерживать работу DVD-подразделения планируется как минимум до 2025 года.

Вполне вероятно, что пандемия коронавируса COVID-19 внесет и здесь свои коррективы, прокат дисков может начать пользоваться повышенным спросом, в то время как стриминговые платформы вынужденно снижают качество транслируемого видео. Кажется, пришло время достать с чердака свой старенький DVD-плеер и немного поностальгировать под какой-нибудь хороший фильм…

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий