img
img16 октября 2018 в 18:11

Эксабайт против терроризма

С 1 июля 2018 года одновременно с началом действия «закона Яровой» вступило в силу постановление правительства РФ, описывающее порядок, сроки и объемы хранения операторами связи текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услуг связи. По оценкам экспертов, уже в этом году совокупный объем хранимого операторами связи и интернет-проектами трафика может достигнуть нескольких десятков эксабайт.

С 1 июля 2018 года одновременно с началом действия «закона Яровой» вступило в силу постановление правительства РФ, описывающее порядок, сроки и объемы хранения операторами связи текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услуг связи. По оценкам экспертов, уже в этом году совокупный объем хранимого операторами связи и интернет-проектами трафика может достигнуть нескольких десятков эксабайт.

Мы попросили игроков рынка рассказать, существует ли оборудование, способное записать такой объем данных, и доступно ли оно в России.

О чем сказано в постановлении

Согласно правилам, описанным в упомянутом постановлении, оператор связи осуществляет съем с оборудования узла связи и хранение на территории РФ сообщений электросвязи в принадлежащих ему технических средствах накопления. По согласованию с уполномоченным органом ФСБ допускается использование оператором для хранения сообщений электросвязи ресурса технических средств накопления, принадлежащих другому оператору.

В постановлении также сказано, что технические средства накопления входят в состав оборудования средств связи (включая программное обеспечение), обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Требования к техническим средствам накопления устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Оператор, оказывающий услуги теле­фонной, подвижной радиотелефонной и подвижной спутниковой радиосвязи, должен обеспечить хранение голосовой информации и текстовых сообщений пользователей услуг связи в течение шести месяцев с момента окончания их приема. Оператор связи, оказывающий услуги передачи данных, обеспечивает хранение сообщений электросвязи, отправляемых и получаемых абонентами, в технических средствах накопления следующего объема: с 1 июля 2018 года в объеме 1 петабайт информации на 1 Гбит/с емкости (пропускной способности) введенного в эксплуатацию узла связи; с 1 января 2019 года в объеме 2 петабайт на каждый 1 Гбит/с емкости (пропускной способности) введенного в эксплуатацию узла связи.

Хранящиеся сообщения электросвязи предоставляются уполномоченному органу или иным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Передача сообщений проводится по запросу уполномоченному органу по каналам связи между техническими средствами накопления оператора связи и пунктом управления ОРМ уполномоченного органа. Последний же определяет необходимое количество и тип цифровых каналов, а также точки их подключения к пункту управления ОРМ.

Без «коробочки» на рынке места нет

Как объяснил главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян, изначально «законом Яровой» и поручениями президента по его реализации, в частности об использовании отечественного оборудования, заложены последствия в виде избирательного правоприменения и злоупотреблений при реализации. «По сути объем данных придется хранить совсем не тот, что прописан даже в подзаконных актах, а тот, что решит ФСБ, — рассуждает Карен Казарян. — Оборудование потребуется закупать не то, что нужно для хранения в этих объемах, а то, которое будет сертифицировано согласно требованиям, которые еще даже не установлены. И наказывать вас будут не за несоблюдение закона или нежелание помогать следствию, а за то, что вы не купили коробочку у какой-нибудь “Цитадели”, постепенно подминающей под себя весь рынок решений СОРМ. Причем компоненты в них все равно будут использоваться иностранные. И если ваш бизнес, в отличие от условной “тройки” (большой тройки сотовых операторов, — прим. «Телеспутника») не может себе их позволить, значит, вам более не место на рынке». По мнению главного аналитика РАЭК, также нет никакой гарантии, что эти коробочки будут в реальности помогать правоохранительным органам в проведении оперативно-розыскных мероприятий. «Но об этом, кажется, никто и не вспоминает», — сетует Карен Казарян.

Данные под куполом

За полгода (максимально возможный срок, в течение которого операторов обязывают хранить информацию) абоненты сотовой связи в России наговаривают по телефону порядка 700 млрд минут и отправляют около 50 млрд СМС, а также потребляют 6 эксабайт интернет-трафика. Оценивая пропускную способность сетей передачи данных, аналитики озвучивали цифру в 8 Тбит/с для некоторых сотовых операторов и не менее 30 Тбит/с по всей стране. Что касается трафика, отдельные сотовые операторы хранят 150—200 петабайт, а совокупный трафик по всей России доходит до 30—60 эксабайт. После подписания «закона Яровой» выяснилось, что оборудования, необходимого для хранения таких объемов данных, нет не только в России, но и вообще ни в одной стране. В связи с этим президент РФ распорядился запустить собственное производство аппаратного обеспечения.

Весной 2018 года корпорация «Ростех», производящая оборудование СОРМ группа компаний «Цитадель» и Национальная компьютерная корпорация отчитались о создании и успешном тестировании системы хранения данных в рамках «закона Яровой». В официальном сообщении компании отметили, что реальное решение для исполнения «закона Яровой» существует, оно создано на базе отечественной компонентной базы и подтвердило свою работоспособность.

О системе хранения данных под названием «Купол», созданной при участии компании «Национальные технологии» (производит оборудование для СОРМ), стало известно из документации, размещенной на портале госзакупок. Согласно документации, «Национальные технологии» поставляют оборудование «МегаФону», с его помощью оператор сможет хранить около 100 петабайт данных. Задачи «Купола» — создание высокопроизводительной и отказоустойчивой СХД, подключение к оборудованию СОРМ для реализации интегрированного решения и обеспечение без­опасного бесперебойного хранения информации.

В производители систем хранения данных для «закона Яровой» СМИ записали также петербургскую компанию «Рэйдикс». Данные СХД российский разработчик создал совместно с китайской Lenovo. Как подчеркнул заместитель генерального директора по стратегии компании «Рэйдикс» Сергей Платонов, эти продукты не создавались для реализации «закона Яровой» — обозначена лишь возможность использования данных решений, которая обуславливается следующим: «Рэйдикс» имеет опыт инсталляции нескольких тысяч СХД; у компании в портфолио есть решение на 66 Пб под очень тяжелой нагрузкой; решения «Рэйдикс» обладают одними из лучших характеристик по стоимости за Гбайт/с производительности. По словам Сергея Платонова, разработаны две базовые модели: одна начального уровня (емкость 57—144 Тб, производительность до 2400 Мбайт/с), вторая масштабируется от среднего уровня до хай-энд (3—8 Пб; 10—18 Гбайт/с). Сергей Платонов добавил, что решением задач для «закона Яровой» занимаются компании-производители СОРМ. «С них очень высокий спрос по недопустимости потери важной информации, поэтому они очень внимательно относятся к выбору СХД по ряду параметров: обеспечение высочайшей надежности хранения и гарантированной пропускной способности, масштабируемость системы в целом», — объяснил он. Сергей Платонов считает, что нужно учитывать не только текущий объем информации, но и прогнозы по росту пропускной способности сетей в течении следующих 3—5 лет и необходимо быть готовыми к регулярному обновлению инфраструктуры хранения с минимальными для операторов затратами, иначе развитие отрасли серьезно замедлится.

Для снижения затрат на хранение записей телефонных разговоров российская компания Spirit DSP предложила алгоритм, сжимающий голосовую запись длительностью 2 часа до объема 1 Мб. Таким образом, при использовании этого алгоритма для хранения 700 млрд минут телефонных переговоров понадобится хранилище емкостью около 6 Пб. Технический директор Spirit DSP Владимир Свириденко пояснил, что технология сочетает два подхода к сжатию данных — выделение ценной информации на основе исключения информационного шума из исходного мультимедийного потока и традиционное сжатие данных с потерями или без потерь. «Технология позволяет существенно экономить ресурсы по хранению и передаче данных, снизить требования к инфраструктуре СХД, ЦОД и системам передачи данных, но также повысить эффективность анализа и оперативность принятия решений», — добавил Владимир Свириденко. По словам технического директора Spirit DSP, компания предлагает операторам связи и другим участникам информационного общества эффективные методы решения задач хранения растущего объема мультимедийных данных, в частности и для задач выполнения «закона Яровой».

Нет своего — воспользуйся чужим

После вступления в силу «закона Яровой» агентство Reuters со ссылкой на свои источники в телеком-отрасли сообщило о том, что российские операторы связи вынуждены использовать иностранное оборудование для хранения телефонных переговоров и сообщений абонентов. В качестве причины этого решения были названы ограниченные сроки, выделенные на подготовку инфраструктуры для хранения данных, и нехватка подходящего российского оборудования. Источники Reuters заявили, что мощности имеющихся в России предприятий реально не оценивались, более того, изначально было понятно, что за такой короткий срок предприятия не смогут произвести необходимое аппаратное обеспечение в больших объемах. Поэтому компаниям пришлось применять оборудование производства Cisco, Hewlett Packard Enterprise и Huawei. Иностранные вендоры тему «закона Яровой» комментируют осторожно. Представитель китайской Huawei сообщил «Телеспутнику», что компания взаимодействует со многими российскими партнерами и рассматривает возможность сотрудничества с компаниями, производящими оборудование, которое может быть использовано для СОРМ. Наш собеседник добавил, что коммерческую информацию о работе с партнерами Huawei не разглашает.

Описывая готовность «Акадо Телеком» исполнять требования «закона Яровой», заместитель генерального директора по технологическому развитию и эксплуатации оператора Дмитрий Медведев рассказал, что подготовка к этому началась заблаговременно. По его словам, все необходимое оборудование и системы хранения данных будут размещены в собственном ЦОД. Дмитрий Медведев воздержался от оценок ситуаций с другими операторами. «Представители рынка и эксперты неоднократно говорили о том, что исполнение закона потребует от компаний больших финансовых затрат — называлась сумма в десятки миллиардов рублей, что может обернуться для отрасли ростом тарифов на услуги связи. Проблема еще и в том, что до сих пор остались нерешенные вопросы, касающиеся реализации требований закона. В этом плане мы видим серьезные риски на стороне бизнеса небольших операторов», — отметил он. С другой стороны, говорит Дмитрий Медведев, небольшие операторы могут воспользоваться услугами крупных компаний, у которых есть собственная облачная инфраструктура для хранения большого объема данных. «”Акадо Телеком” уже сейчас получает запросы от более мелких операторов на предоставление услуг по хранению данных с использованием мощностей дата-центра “Акадо” в рамках исполнения этого законодательства», — заверил Дмитрий Медведев.

__________________________________________________

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий