Я думаю, ключевую роль будут играть операторы, которые должны адаптироваться к передаче контента в новых форматах. Поставщики контента будут развиваться очень быстро, как только появятся удобные для зрителей способы получения контента.
Разумеется, очень важную роль сыграют производители VR-оборудования, поскольку от их ценовой политики зависит распространение этой технологии. Большинство пользователей по-прежнему считает, что VR им не по карману, хотя уже есть множество бюджетных решений на базе смартфонов. Конечно, потребители говорят в первую очередь о комфортных для длительного ежедневного использования решениях, а не о картонных VR-шлемах.
Основная проблема в том, что для подготовки таких кадров нужны специалисты, которые способны не только сами «думать» в формате 360 и производить контент, но и умеют правильно передавать свои знания другим. В ВУЗах таких педагогов пока нет, а в кино- и телекомпаниях не очень много людей, способных к профессиональной педагогической деятельности.
На мой взгляд, пока что наилучшим решением являются учебные заведения дополнительного образования, такие как Scream School (российская школа компьютерной графики – прим. «Теле-Спутника») или Московская школа кино. Например, администрация Scream School берет на себя организацию учебного процесса, подбирает студентов и приглашает профильных специалистов, которые хотят и могут делиться своими знаниями. У каждого курса есть свой куратор, помогающий преподавателям делиться своими занятиями наиболее эффективно, а студентам – лучше усвоить материал и добиться максимального результата от обучения.
Со временем сформируется хорошая педагогическая база, на основе которой ВУЗы начнут выстраивать сначала программы повышения квалификации, а затем постепенно включат новые технологии в состав основных занятий на профильных факультетах. Возможно даже откроют новые факультеты при достаточном спросе со стороны абитуриентов.
В моем кругу общения в киноиндустрии интерес к VR есть, и я отмечаю его значительный рост с начала 2017 года. Профессионалы идут на курсы повышения квалификации, осваивают новые технологии, открывают новые подходы к работе. Многим уже очевидно, что VR — это основной медиаформат будущего.
С дополненной реальностью пока сложнее, это не совсем подходящий для кино- и телеиндустрии формат. Скорее, он станет инструментом для повышения эффективности работы на съемочной площадке, нежели форматом потребления видеоконтента.
В будущем, когда AR прочно интегрируется в повседневную жизнь людей, под этот формат адаптируется и видеореклама, но в первую очередь это будет экономичная замена стандартным носителям видеоконтента, таким как плазменные панели, видеостены.
О способах монетизации интерактивного контента можно говорить очень долго – уже есть колоссальный опыт индустрии компьютерных игр, опираясь на который, можно выстраивать новые схемы монетизации традиционных медиа.
Но основная проблема с AR/VR контентом – пока что не очень удобное для пользователя управление. К примеру, для совершения оплаты в VR-приложении нужно ввести реквизиты банковской карты, но без привычной клавиатуры это становится весьма нетривиальной задачей.
Понимая эту проблему, разработчики контроллеров сделали огромный шаг навстречу пользователям в 2017 году, и мы скоро увидим в продаже эргономичные геймпады с трекингом пальцев и даже сенсорные перчатки с обратной связью, позволяющие почувствовать прикосновение к виртуальным объектам.
На данный момент есть ряд обходных решений, позволяющих удобным способом совершать оплату внутри VR-контента. Например, в нашем приложении Maski VR можно в стандартном меню на сенсорном экране смартфона приобрести внутреннюю валюту, а затем, уже в VR-меню за эту валюту разблокировать интересные вам эпизоды сериала.
Разумеется, в AR/VR-контенте работает монетизация через показы рекламного контента, хотя для сохранения комфортного восприятия пользователя требуется определенная деликатность в размещении этого контента. Например, в VR резко выскакивающий на все поле зрения баннер может испугать зрителя и вызвать скорее негативную реакцию, нежели желание воспринять рекламу.
Россияне более сдержаны в покупках контента, чем, например, европейцы. Дело не только в экономическом кризисе, который заметно ощущается во всех отраслях и влияет на платежеспособность пользователей, но и в менталитете российского потребителя. Однако, учитывая среднюю стоимость комплекта VR-оборудования, нужно понимать, что сейчас VR-контент в первую очередь потребляют довольно обеспеченные пользователи.
Тем не менее, мы пока не заметили склонности россиян значительно переплачивать за VR-контент. Сказывается скептическое отношение ко всему новому и сформировавшееся недоверие к новым технологиям, вокруг которых раздута информационная шумиха. То есть, российские пользователи готовы платить за VR-контент примерно столько же, сколько за контент в стандартных форматах, хотя пока мирятся с тем, что VR-контент короче по продолжительности.
Да, разумеется подходят, это привычный зрителям контент, который они смогут потреблять в новом формате. Массовая аудитория будет менее расположена к восприятию экспериментального контента, а переход привычных телепередач в VR-формат будет комфортным для них мостиком в будущую эпоху иммерсивного (то есть с эфектом присутсвия, — прим. «Теле-Спутника) контента.
Я предвижу постепенную эволюцию традиционного контента. Начиная с добавления камер, снимающих в формате видео 360 градусов, в привычные телестудии, индустрия будет искать новые модели создания контента. И со временем мы можем прийти к совершенно неожиданным решениям, например к интерактивным документальным фильмам, где зритель не просто видит всю картину вокруг себя, а является активным участником событий в отведенных для этого режиссером пределах – сможет погладить виртуального тигра в дикой природе или лично водрузить флаг на вершине Эвереста. Возможности VR-технологий поистине безграничны, и мы только вступаем в эту новую эпоху цифровых миров, которые в скором времени станут неотличимы от реальности.
Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.