Почему роль решений DRM на медиарынке возрастает несмотря на усложнение условий работы
В 2022 году в России одной из главных тенденций в медиапотреблении продолжал оставаться рост объемов онлайн-видео на фоне стагнации времени телепросмотра. Так, согласно данным Mediascope, в прошлом году время ежедневного телесмотрения в аудитории 4+ практически не изменилось по сравнению с 2021 годом – 3 часа 47 мин. и 3 часа 46 мин. соответственно. При этом время просмотра ТВ молодежью имеет устойчивую тенденцию к сокращению с соответствующим приростом в «возрастных» группах (55+), что и дает в итоге стабильный результат. Иное дело – потребление онлайн-видео: здесь Mediascope в течение всего прошлого года, как и на протяжении предшествующих лет, фиксировал последовательный рост времени просмотра: панель Cross Web показывает, что с конца декабря 2021 года по конец октября 2022 года ежедневное среднедушевое время пользования видеоресурсами населением 12+ выросло почти на 10 мин., до 45 мин.
Ключевой для медиаотрасли тренд – переток аудитории от классического телесмотрения к потреблению онлайн-видео – позволяет говорить о сохранении инвестиционной привлекательности видеосервисов даже с учетом текущих непростых процессов замещения контента одних правообладателей (голливудские мейджоры) другими (Турция, Южная Корея, Индия и т.д.). Однако вне зависимости от источников легального контента на видеосервисах его успешная монетизация, и, следовательно, возврат инвестиций в развитие онлайн-платформу возможны лишь при условии грамотного управления цифровыми правами на контент.
На технологическом уровне за менеджмент цифровых прав (его еще называют системой защиты авторских прав) отвечает особый вид программного обеспечения – DRM (Digital Rights Management – интегрированный в один программный продукт комплекс технологий, благодаря которым правообладатель и/или транслятор контента в сети (видеосервис) получают возможность контролировать его распространение, не допуская его несанкционированного просмотра, утечки на пиратские ресурсы, тиражирования копий и т.д. Иными словами, DRM защищает контент, оставляя его в пределах контура монетизации и препятствуя его распространению за рамками этого контура, обеспечивая всем участникам цепочки дистрибуции контента справедливое распределение полученных от легального показа доходов. Подчеркнем, что понятие «монетизация» используется здесь с учетом всех возможных бизнес-моделей как правообладателя, так и видеосервиса, а также возможностей потребления контента на всех видах устройств, которые только могут быть у потребителя.
Получается, что платформа DRM критически важна для всех законопослушных компаний на рынке онлайн-видео, ведь без такого решения они не могут знать, сколько зрителей посмотрели конкретный тайтл, по какой модели монетизации и какую плату получили от данной транзакции. Формат равноправного сотрудничества правообладателя и распространителя контента в онлайне вообще трудно представить без обмена информации, полученной DRM-системой: как иначе оценить интерес аудитории, объем смотрения, выявить случаи появления распространяемых фильмов и сериалов на нелегальных площадках и принять необходимые меры для их блокировки? И если на стороне правообладателей принципы работы с DRM апробированы многолетней практикой, а требования к функциональным возможностям такого ПО формализованы, то в среде видеосервисов осознание важности DRM для бизнеса не стало повсеместным, а, например, многим небольшим телеком-провайдерам, для которых предложение клиентам онлайн-кинотеатров по партнерской модели становится обязательным, еще только предстоит погрузиться в процесс выбора DRM, подготовиться к его внедрению и научиться эксплуатировать такое ПО.
Почему DRM необходима для монетизации зарубежного премиального контента
Вектор развития решений DRM на будущее можно разглядеть, если совершить краткий экскурс в историю этого вида ПО. Первыми осознали важность управления авторскими правами (тогда они еще не были цифровыми) операторы платного ТВ. Для правильной монетизации сигнала платного ТВ были созданы средства CAS (Conditional Access System, системы условного доступа) — комплексы программноаппаратных решений, кодирующие вещательный поток «на входе» с последующим раскодированием «на выходе» - уже у потребителя (технология скремблирования). В корректно работающем CAS получение вещательного сигнала невозможно тем, у кого нет ключа доступа. Создатели первых CAS чуть позже стали разрабатывать и первые DRM, еще для аналоговых телеканалов или для контента на видеокассетах, и их основная цель была – предотвращение копирования и изменения контента, защищенного авторскими правами.
Важным этапом в развитии DRM было создание вещательного стандарта DVB (Digital Video Broadcasting) – в нем были зафиксированы принципы управления авторскими правами в цифровой вещательной среде.
Но говорить о полноценном DRM с теми функциями и набором технологий, что есть у разработчиков таких систем сейчас, стало можно лишь с появлением интернета и распространением цифрового видео. Большой вклад в становление DRM как самостоятельной разновидности защитного ПО внесли интернет-гиганты – Google, Apple, Microsoft, Adobe и ряд других. Благодаря им базовые средства DRM появились в массовых интернет-браузерах – например, Microsoft PlayReady или Adobe DRM. Apple и Google своими разработками придали импульс аппаратному воплощению DRM в абонентских устройствах - Apple FairPlay DRM и Google Widevine DRM для гаджетов на iOS и Android соответственно. На аппаратном уровне DRM присутствуют в смарт ТВ и сет-топ- боксах – излишне говорить, что в их гибридных версиях, поддерживающих воспроизведение сетевого контента – DRM должно присутствовать по умолчанию.
Зарубежные правообладатели, как правило, предполагают, что оператор, работающий с их контентом на локальном рынке, использует Widevine DRM для Android-гаджетов и FairPlay DRM на продукции Apple. В то же время для премиального контента этого может быть недостаточным и условия лицензирования потребуют интеграции DRM, разработчики которой проходят международный аудит у признанных сертифицирующих организаций.
Почему российская DRM – оптимальный выбор сегодня
Значительную долю внедренных у российских операторов и видеосервисов CAS/DRM-решений составляют продукты иностранных вендоров. Однако сейчас компании, использующие эти решения, столкнулись с серьезными рисками. После череды уходов с отечественного рынка западных вендоров такая же перспектива обозначилась и для специализированных разработчиков решений для медиаотрасли. И эта перспектива совсем не гипотетическая. Что это означает для операторов? Уход с рынка означает прекращение обслуживания вендором внедренных решений. А для компании – потерю возможности монетизировать контент.
Есть и еще один аспект. Эксперты в области медиа предупреждают о рисках взлома вещательных трактов в случае, если операторами используются зарубежные программные и аппаратные средства. Зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин говорил «Телеспутнику», что система DRM иностранной разработки может стать «точкой входа для новых атак на российских операторов за счет удаленного воздействия на функционал».
В этой связи законодатели и регуляторы обсуждают целесообразность введения регламентов перехода на отечественные средства CAS и DRM, вплоть до принятия постановления Правительства РФ, в котором будут прописаны процедуры взаимодействие всех участников цепочки по передаче сигнала (вещатели, операторы связи, владельцы аудиовизуальных сервисов, потребители и т.п.) и определены сроки выполнения соответствующих мероприятий по миграции на российские разработки.
Однако, пока соответствующие решения не приняты, видеосервисы и операторы могут сами оценить критерии выбора отечественных продуктов DRM.
Как минимум, они должны соответствовать двум основным группам требований. Во-первых, иметь реальное подтверждение своего российского происхождения. Во-вторых, иметь сертификаты соответствия, полученные у международных аудиторских организаций – как мы уже говорили выше, без этого невозможно работать с зарубежным контентом.
Несмотря на прогресс отечественных разработчиков DRM за последние годы, в полной мере этим требованиям отвечают далеко не все. Часть продуктов базируется на иностранном программном коде – со всеми вытекающими рисками. А на серьезные расходы на прохождение международного аудита и вовсе решаются считанные российские вендоры.
В полной мере соответствует обоим важнейшим критериям отнесения к конкурентоспособным решениям система управления цифровыми правами DREPLUS (DRM DREPLUS), созданная в центре исследований и разработок GS Labs. Так, DREPLUS регулярно проходит аудит безопасности Farncombe Security Audit в признанных аудиторских компаниях. В GS Labs поясняют, что процедура сертификации на международном уровне подтверждает высокий уровень безопасности продукта. С другой стороны, разработчики в процессе аудита получают независимую и объективную обратную связь уровня используемых технологий. Наличие международного сертификата означает в данном случае, что DREPLUS по своим характеристикам полностью соответствует уровню ведущих зарубежных разработок. Сертификат также подтверждает, что DRM DREPLUS в рамках единого DRM решения может использовать DRM-систему от соответствующего вендора (Apple FairPlay или Google Widevine) на поддерживаемых платформах.
Кроме того, аудитор в процессе оценки решения удостоверяет, что разработчик применил в своей системе самые передовые технологии защиты контента на индивидуальной основе — в зависимости от вещательной платформы или гаджета. Разумеется, уровень интегрированных технологий позволяет удовлетворить и требования самого взыскательного правообладателя – на уровне лучших мировых практик. Таким образом, факт подтверждения технологической зрелости решения международным сертификатом гарантирует наивысшую защищенность контента на стороне видеосервиса и полную прозрачность в отношениях с правообладателем.
Подчеркнем, что российское происхождение DRM DREPLUS также подтверждено на нескольких уровнях. Весной 2020 года решение прошло государственную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). Осенью 2020 года решение DREPLUS было включено в Единый реестр российского ПО Минцифры.
В заключение добавим, что принципы создания DREPLUS оставляют огромную зону развития решения на перспективу, обеспечивая расширение сферы ее использования. В частности, решение совместимо с устройствами на Linux, функционал которых практически не ограничен – от игровых приставок до домашних роботов и устройств интернета вещей. DRM DREPLUS можно применять и для защиты сторонних приложений при работе с такими устройствами, например, при организации шифрования видеопотоков на практически необъятном рынке видеонаблюдения.