Генеральным партнёром конференции выступил мультиплатформенный оператор «Триколор», золотым партнёром стал видеосервис Wink, серебряным — Иви, бронзовым — ContentScan, конференция прошла при поддержке «Агентства 2».
Высокая стоимость создания контента приводит к коллаборациям
На пленарной дискуссии «Стратегии медиакомпаний: социальные инициативы, безопасность медиа инфраструктуры и доверие аудитории» выступили: директор «Триколор» по работе с органами государственной власти Владимир Трунов, заместитель генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга» Юлия Голубева, директор по контенту Иви Иван Гринин, генеральный директор ГК Star Media Мария Гречишникова, директор по корпоративным и правовым вопросам «МТС Медиа» Тимур Бекшенёв, директор по контентному маркетингу и PR Wink Евгения Мельникова, директор по стратегии «Национальной медиа группы» Дмитрий Пашутин. Модераторами пленарной сессии выступили: генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков и корреспондент РБК Евгения Стогова. Эксперты подвели итоги 2024 года, затронули тему применения законодательства в области цифрового ТВ, обсудили коллаборации, как один из трендов для продвижения контента, возросшую стоимость производства оригинального контента для онлайн-кинотеатров.
Представители ведущих компаний на рынке отметили, что, подводя итоги уходящего года можно уверенно говорить о положительной динамике.
«Год завершается на позитивной ноте, это совершенно точно. Мы продолжаем курс на формирование полноценной среды телесмотрения для наших абонентов за счет продуктовой линейки электроники и уникальных контентных предложений. Например, наша основная подписка «Максимум» включает сразу три онлайн-кинотеатра, в том числе PREMIER и Amediateka, а также каналы START. Такого предложения на рынке сегодня больше нет. Клиентская база по-прежнему превышает 12,3 млн домохозяйств, есть небольшой прирост по итогам первых трех кварталов», — сказал Владимир Трунов.
Также он анонсировал скорый старт продаж телевизоров «Триколор» с большой диагональю. «Это тоже вектор на повышение качества телесмотрения. Продажи телевизоров под брендом «Триколор» уже год показывают хорошую динамику. В самое ближайшее время мы выпустим на рынок линейку телевизоров с диагональю 65, 75, а также модели с QLED-экранами», — рассказал подробности Трунов.
Юлия Голубева отметила в числе итогов 2024 года «беспрецедентный рост аудитории Rutube».
«Если год назад дневная аудитория начала подбираться к 5 млн, то сегодня эта цифра утроилась. Что касается ежемесячной аудитории, то в прошлом году осенью она была порядка 30 млн, сейчас эта цифра выросла почти в 2,5 раза. Мы действительно производим очень много контента. Если ранее мы производили около 6 тысяч часов контента в год, то в 2024 году эта цифра увеличилась по крайней мере на 20 %. Это контент, производимый активами «Газпром-Медиа Холдинга», без учета UGC-контента», — поделилась Юлия Голубева.
22 февраля ПАО «МТС» учредило организацию «МТС Медиа», таким образом по словам Тимура Бекшенёва внутри экосистемы МТС было сформировано бизнес-направление, к которому относятся контент и медиа.
«По итогам за 9 месяцев 2024 года все показатели выросли. Особенно положительный момент в том, что кратно увеличилась аудитория по всем направлениям, так в онлайн-кинотеатре Kion аудиторные показатели стали больше в среднем на 25 %, активная пользовательская база около достигла 9–10 млн человек. В целом прирост всего нашего медийного направления за 9 месяцев этого года составил 2,7 млрд рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — подчеркнул Тимур Бекшенёв.
Обсуждая законодательные инициативы в области цифрового ТВ, эксперты отметили важность вовлеченности бизнеса в процесс обсуждения законопроектов, чтобы сохранить баланс интересов бизнеса и государства.
«Самая обсуждаемая сейчас тема о регулировании — законопроект о сборе 3 % с рекламораспространителей, это чувствительная для всех тема. Хочется верить, что регулятор и авторы законопроекта максимально вовлекли в обсуждение всех, кого затронет этот законопроект», — сказал Владимир Трунов.
По словам спикеров пленарной дискуссии, год был богат на законопроекты, которые что-то ограничивали, так вспомнили о запрете демонстрации и пропаганды ЛГБТ*-контента, поспешное принятие которого вызвало в 2024 году волну штрафов в отношении телеканалов и онлайн-кинотеатров и о совсем недавней инициативе о запрете пропаганды наркотиков.
«Мы, безусловно, считаем правильным и поддерживаем вектор на защиту традиционных ценностей, но очень хочется надеется на то, что у нас будет хотя бы возможность отсматривать контент на наличие тех или иных нарушений. Законопроект о запрете пропаганды наркотиков вступает в силу только через год и есть достаточно большой запас времени, чтобы перепроверить все свои фильмовые библиотеки. При этом подзаконная база, которая определит критерии отнесения тех или иных картин к пропаганде или демонстрации, ещё не принята. Хочется верить, что бизнес привлекут к разработке этой нормативной базы, потому что эти законопроекты, равно как и принятые законы о запрете на пропаганду ЛГБТ* и чайлдфри, затрагивают темы, где сложно выработать чёткие критерии оценки», — отметил Трунов.
Участники рынка посетовали, что анализ огромного количества тайтлов в библиотеках занимает колоссальное количество времени. «Приходится тратить значительные ресурсы, чтобы соблюдать законодательство, потому что каталоги действительно очень объемные. Мы уже начали подготовку к соблюдению требований закона о контенте, содержащем упоминание или демонстрацию наркотических веществ, и это требует работы большой команды. Отсмотр контента из библиотеки мы осуществляем с помощью комбинации машинного зрения и человеческих ресурсов», — пояснил Иван Гринин.
Актуальную тему, о том, как будет развиваться применение законодательства о запрете пропаганды наркотиков из зала прокомментировал генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. «Министерство культуры сформирует перечень тех произведений искусства, в том числе фильмов и сериалов, которые можно будет пускать в эфир с дисклеймером. Необходимо самим платформам понять, где есть демонстрация наркотиков и договориться с Минкультом, чтобы эти фильмы и сериалы были включены в этот перечень. Иначе, если они что-то не найдут, все остальное будет как бы запрещено», — сказал Алексей Бырдин.
Регуляторные инициативы заставляют игроков рынка также менять подходы к производству контента. «Одно дело — это работа с каталогом и другое — работа с тем контентом, который мы сейчас производим. Как правильно сказал Владимир Трунов, хорошо было бы понимать, что нам предстоит убирать, что может быть нелегальным. Поэтому здесь мы ждём достаточно точной формулировки от государства, чтобы правильно и вовремя, с минимальными потерями для производства применять», — добавила Мария Гречишникова. Для всех игроков рынка платного ТВ всегда очень остро стоял вопрос борьбы с пиратством. По оценкам экспертов, рынок нелегального контента в 2023 году составил 12 млрд рублей. «С учётом того, что государство выделяет большие субсидии, это огромные потери не только бизнеса, но и государства. С пиратством можно бороться, мы это делаем, в этом нам помог антипиратский меморандум, с которым мы работаем с 2018 года, и мы видим положительную динамику. Пиратские ресурсы и ссылки на 98 % закрываются через поисковики и социальные сети», — рассказала Мария Гречишникова. Важность борьбы с пиратскими ресурсами подчёркивает и то, что по словам Гречишниковой, за последние несколько лет стоимость производства контента увеличилась на 30–50 %, и бюджет одной серии может доходить до 100 млн рублей.
От обсуждения законодательных условий работы участники пленарной дискуссии перешли к обсуждению рыночных механизмов и контентной политики. Дмитрий Пашутин назвал рынок производства контента «перегретым» и высказал мнение, что «взаимодействие телевидения и онлайн-кинотеатров — это вещь абсолютно неизбежная». Он пояснил, что онлайн-кинотеатры придут к тому, чтобы оригинальный контент, который они производят, будет повторно показывать на телевидении и в других онлайн-кинотеатрах, это позволит сбалансировать экономическую модель производства контента.
И такое сотрудничество уже практикуют многие игроки рынка, так Евгения Мельникова рассказала об опыте Wink: «Мы очень часто идём к коллаборацию с телевидением и не только с каналами «Национальной медиа группы», мы входим в партнёрство с «Газпром-Медиа», с НТВ у нас проекты неоднократно выходили. Мы часто сотрудничаем с каналами, потому что это позволяет нам иметь адекватную амортизацию. Мы также вместе работаем и с другими стримингами. Мне кажется, это позволяет производить более качественный контент по более высокой стоимости и на более широкую аудиторию».
Свой пример успешного сотрудничества привел Иван Гринин. «Если проект творчески успешный, то он работает хорошо во всех средах. Например, сериал «Противостояние», который сначала выходил в онлайн-кинотеатрах Иви и «Кинопоиск», а затем — на Первом канале. Я смотрел цифры — они сильные в онлайн-среде, и это не мешает проекту блестяще работать на ТВ. Концентрация смотрения на телевидении в конкретных сериалах на порядки выше, чем в онлайн-кинотеатрах, поэтому каннибализации, на мой взгляд, практически нет». Также Иван Гринин поделился наблюдением, что если проект имеет хорошие показатели просмотров на эфирном телевидении, то, скорее всего, будет иметь очень хорошие цифры и в онлайне. «Наоборот бывает не всегда — есть проекты, которые являются суперзвездами на платформах, но потом могут показывать средние показатели на телевидении. Причина в том, что онлайн-кинотеатры стараются делать что-то очень отличное от ТВ», — отметил он. В будущем сотрудничество стриминговых платформ и телеканалов должно развиваться на этапе придумывания проектов и совместно финансироваться, а затем получить свое развитие в маркетинговом продвижении, считает Гринин.
По словам Тимура Бекшенёва, в условиях, когда цена контента запредельная, коллаборации между онлайн-платформами и телеканалами становятся необходимы. При этом важен персонаж, чтобы в рамках коллаборации его можно было развивать в разных направлениях: комиксах, спектаклях, мюзиклах и пр. «Утилизация прав на контент должна происходить во всех возможных направлениях», — отметил он. В качестве такого примера Тимур Бекшенёв привёл музыкальный фильм «Алиса в Стране чудес», по которому планируется сделать большую постановку.
С коллегами согласилась Юлия Голубева, она отметила, что «в холдинге «Газпром-Медиа» нет конкуренции за среды, а коллаборации — это возможности для развития бизнеса».
Рассуждая о стоимости производства контента, участники пленарной дискуссии сошлись во мнении, что здесь работает закон рынка, и пока будет спрос со стороны платформ, будет и предложение, и цена будет возрастать. А «те, кто не может позволить себе тратить такие деньги, будут делать меньше проектов», — заметил Иван Гринин, сказав, что Иви идет по такому пути. Эксперты вспомнили, что такой же стратегии придерживается «Кинопоиск» — меньше, да лучше. «Или производить в коллаборации. Мы делим затраты — производим на две, на три платформы, складываемся бюджетами», — продолжила разговор Евгения Мельникова. Еще на одну особенность работы в сложившихся экономических условиях указал Иван Гринин — речь о сложности выпуска новой франшизы, так как бюджет второго сезона может быть в два раза больше первого, «потому что все понимают его успех».
И хотя слова о перепроизводстве контента явно не прозвучали, Дмитрий Пашутин сделал предположение, что если сократить на 20–30 % объем оригинального контента, то телезритель не почувствует этого. «Сегодня невозможно посмотреть все то, что выпускают платформы. Разнообразие на руку телезрителю, но под этим не возникает экономики, в том числе, потому что не возникает смотрения», — пояснил он. Причиной бума на производство оригинального контента платформами Евгения Мельникова назвала уход мейджоров и обновление библиотек.
«Стоимость заёмных денег запредельная, стоимость контента неподъёмная, все придут к тому, что надо приостановиться или переосмыслить», — считает Тимур Бекшенёв.
За последние годы спутниковый оператор «Триколор» увеличил в пакете количество новинок. «За последние годы мы нарастили объем производства собственных телеканалов, сейчас у нас порядка трети телеканалов собственного производства: киносериальные, тематические нишевые телеканалы. В этом мы имеем большую компетенцию, а также закупаем зарубежный контент из Турции, Юго-Восточной Азии и он пользуется колоссальным спросом, это тенденция последних нескольких лет», — сказал Владимир Трунов.
О смотрении развлекательного и документального контента участники дискуссии высказали единое мнение, что сейчас перспективы его монетизации не очевидны. Евгения Мельникова отметила, что в России нет паттерна платного смотрения телешоу на стриминговых платформах. Иван Гринин поддержал коллегу: по его мнению, в России был очень развит YouTube, и монетизация давала большие возможности блогерам для создания контента такого качества, что за рубежом он мог быть куплен Netflix или платными каналами, тогда как в России его можно было смотреть бесплатно.
Мария Гречишникова, напомнила, что Star Media всегда производила много докудрам, в том числе и на YouTube. Интерес к документальному контенту есть, уверена она, но «у российских зрителей есть привычка смотреть его в рекламной модели, не платя за него, но ситуация изменится, это вопрос времени».
Российские видеохостинги без YouTube
Представители российских видеоплатформ обсудили на блиц-дискуссии «Без YouTube. Инволюция платформы или безоговорочное лидерство?» последствия замедления YouTube, ключевые аспекты развития отечественных онлайн-видеохостингов, а также подходы к работе с блогерами, построению систем рекомендаций и будущее отечественных платформ. Спикерами стали: генеральный директор NUUM Наталья Братчикова, генеральный директор RUTUBE Сергей Иванов и исполнительный продюсер «Инсайт Люди» Мария Ехалова. Работу в качестве модераторов продолжили генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков и корреспондент РБК Евгения Стогова.
Разговор начался с вопроса Дениса Кускова об итогах работы в 2024 году отечественных видеосервисов, количестве подписчиков и аудитории. Наталья Братчикова рассказала, что рост аудитории видеосервиса NUUM, который был запущен 11 месяцев назад, продолжается, а эффект от запуска превзошёл ожидания. «За первый месяц хотели набрать 1 млн пользователей, набрали 2,5 и сегодня фактически в этой тенденции существуем. Платформой пользуются и профессиональные авторы, но пока единой стратегии, они на мой взгляд, не выбрали». Конкретные цифры и показатели она не привела.
По словам Сергея Иванова, Rutube уже много лет на рынке, но развитие продолжается со скоростью стартапа — кратно каждый год. «С замедлением YouTube мы испытали кратные нагрузки на инфраструктуру, для нас это был вызов, и мы с честью выдержали это испытание. Мы работаем с отличным уровнем скорости и постоянно повышаем качество видео, продолжаем развивать нашу инфраструктуру, инвестировать в развитие сетей передачи данных, собственных серверов», — сказал Сергей Иванов.
Генеральный директор Rutube отметил, что для того, чтобы автор получил хорошие охваты, мало ограничиваться самой платформой и нужно строить видеосеть — речь о партнёрских сайтах, на которых размещён плеер Rutube.
С замедлением YouTube, встал вопрос о размещение контента блогеров в отечественных видеоплатформах. По словам Марии Ехаловой, если блогер заходит на платформу на раннем этапе её развития, это увеличивает его шансы на попадание в топ. «Платформам выгодно, чтобы популярный блогер пришёл со своей аудиторией, но блогеру может быть также интересно выйти на новую аудиторию», — добавила она.
Участники сессии также подняли тему рекомендательных алгоритмов в видеосервисах, Сергей Иванов отметил, что рекомендательная система Rutube очень сильно изменилась за 2024 год и весь свой потенциал сервис рекомендаций раскроет после того, как пользователь авторизуется, примет правила платформы и начнёт ею пользоваться.
По словам Братчиковой, в NUUM сейчас рекомендательные алгоритмы запущены на вертикальном видео, и продолжается разработка рекомендательных сервисов для горизонтального видеоконтента.
Переходя к теме монетизации, Наталья Братчикова рассказала, что в качестве ориентира NUUM взял азиатские видеосервисы, которые предполагают дополнительные инструменты монетизации. «Мы считаем, что взрывать рынок значимыми выплатами просто за присутствие, которые часто делают платформы — это утопический путь, который формирует у блогеров леность и желание заработать "здесь и сейчас". Мы не платим гонорары, мы платим только компенсационные издержки на производство форматов и при этом мы не ограничиваем блогера по дистрибуции этих форматов», — пояснила она.
Что касается контента, который наиболее популярен на отечественных видеохостингах, то это прежде всего развлекательный контент, как профессиональный, так и блогерский, рассказал Сергей Иванов. Наталья Братчикова также согласилась, что «юмор и развлечения занимают первую строчку», при этом она отметила, что сами блогеры сталкиваются с ситуацией, когда «смотреть – смотрят, но прироста аудитории уже нет».
«Мы как коммерческая структура делаем ставку на отзывы, обзоры и вдохновения на покупку, которое сейчас пользователи ищут на маркетплейсах. А также, конечно же, мы верим в короткий контент», — сказала Братчикова.
ИИ научили делать видеоконтент
На Showcase AI-трансформация. Блиц-выступления «Витрина ИИ-продуктов для телекома и медиа» речь шла об искусственном интеллекте и перспективах его применения. Выступили: директор по индустрии Media & Entertainment Yandex Cloud Тимур Баязитов, генеральный директор «ГПМ Цифровые Инновации» Дмитрий Чуркин и режиссёр, продюсер, композитор, сценарист, режиссёр 3D mapping шоу, основатель, XOVP – eXtraOrdinary Virtual Production Юрий Ярушников. Модератором выступил независимый эксперт Эдуард Маас.
Участники сессии представили презентации, в которых были показаны возможности применения искусственного интеллекта. Так, Тимур Баязитов рассказал о сервисах, которые предоставляет Yandex Cloud. Среди конкретных примеров в своей презентации он упомянул транскрибацию видео в текст для организации поиска по видеоархиву телеканала «ТВ Центр», создание виртуальной актрисы для кинокомпании, построение рекомендательного алгоритма для онлайн-кинотеатра, а также использование дополнительных вычислительных мощностей при создании 3D-анимации ГК «Рики».
В своей презентации Юрий Ярушников рассказал и продемонстрировал, как выглядят короткие видеоролики, которые были созданы ИИ для презентации кинопроекта, а также конкретный пример из сериала, в котором соединены классический постпродакшн и контент, сгенерированный нейросетью. Одним из направлений, где это может быть очень востребовано, по его мнению, может стать видеореклама и музыкальные клипы.
Дмитрий Чуркин в своём выступлении показал ИИ-решения, которые есть на рынке для производства контента на уровнях: идеи, разработки, препродакшн и постпродакшн. «Что-то мы начали использовать у себя в создании продуктов: тизеры, аниматики, раскадровки, формирование части референсов для художников для последующих выборов сцен, элементов и остального», — сказал Чуркин.
Тематика сессии вызвала живой интерес слушателей в зале. Вопрос задал председатель комитета по стратегическому развитию медиапроектов при совете директоров «Триколор» Николай Орлов: «В какой индустрии будут развиваться технологии искусственного интеллекта быстрее всего?» Блиц-ответы спикеров не заставили себя ждать, так Дмитрий Чуркин считает, перспективной сферой для ИИ индустрию элементарных операций. Тимур Баязитов сказал, что чем более конкурентная индустрия, тем более креативные люди там работают, готовые применять новые инструменты и к таким относятся сферы медиа и развлечений. Юрий Ярушников отметил, что если брать креативные индустрии, то это звук, потому что «нейросеть уже лишает работы дикторов и все захватила». Эдуард Маас, добавил, что прорывом в языковых моделях станет момент, когда они смогут делать открытия, а не просто составлять слова.
Аналитики уверены в росте рынка
Насыщенным и информативным получилось контентное направление конференции, которое было представлено сессией «Новое цифровое ТВ. Коллаборации телеканалов, онлайн-кинотеатров и видеохостингов». На ней затронули вопросы и монетизации телевидения, а также интеграции контента блогеров в вещание телеканалов и другие важные темы для компаний.
С открывающим докладом «Распространение новостей в современном мире с точки зрения правдивости информации. Верификация контента и борьба с фейками» выступила руководитель RUPTLY Россия и СНГ Индира Жарова. Далее директор департамента новых технологий J’son & Partners Дмитрий Колесов выступил с презентацией о текущем состоянии рынка платного ТВ в России. В сессии приняли участие: директор по маркетингу «Триколор» Алексей Никитин, директор департамента по исследованиям «Газпром-Медиа Холдинга» Дарья Пугачёва, директор ТВ-бизнеса START Гульнара Китанова, креативный директор RTVI Филипп Долгоруков. Модератором сессии выступила продюсер, сценарный консультант, академический руководитель Института Кино ВШЭ, сооснователь кинокомпании Vision Media Postproduction Полина Ильина.
Выручка рынка онлайн-видео выросла с 86,7 млрд рублей в 2022 году, до 111,7 в 2023 году, следует из исследования рынка J’son & Partners. Прогнозы на 2024 год тоже оптимистичные: рынок вырастет на 30–35 %, подписка прибавит на 32–37 %, реклама — увеличится на 25–28 %. «Подписка является главным драйвером монетизации онлайн-кинотеатров. Две трети денег собирает она. Число подписчиков онлайн-кинотеатров в 2023 году составило 75,3 млн человек. В России на семью приходится в среднем до трёх подписок», — сказал Дмитрий Колесов. Также он отметил, что онлайн-платформы стали лучше чувствовать потребности аудитории: онлайн-кинотеатры не закупают тот контент, который не смотрят, а смотрение линейных каналов составляет больше половины времени всего просмотра в онлайн-кинотеатрах.
Выручка операторов платного ТВ от подписки в 2023 году составила 129,4 млрд рублей (+4,7 млрд рублей, чем в 2022 году). В 2024 году выручка продолжит расти в том числе и из-за повышения тарифов, а абонентская база может начать сокращаться. В 2024 году выручка от рекламы на 116 тематических телеканалах в 7 пакетах операторов платного ТВ составила 13 млрд рублей (+39 %), тогда как в 2022 году она была всего лишь 9,4 млрд рублей, следует из презентации директора департамента новых технологий J’son & Partners Дмитрия Колесова.
Продолжая тему тенденций на рынке, Дарья Пугачёва отметила, что в этом году стало много примеров взаимодействия между участниками рынка, чего не было никогда. «Я говорю о продаже контента и запуске одновременных премьер, тем самым платформы разделяют затраты между собой. Стало очень дорого производить, если раньше эпизод стоил 10–30 млн рублей, то сегодня — 50–60 млн рублей и более», — пояснила она.
Рассказывая об опыте интеграции контента блогеров в формат телеканала Epic, Гульнара Китанова рассказала, что были удивлены тем, что контент, который собирает на YouTube миллионы просмотров, на телеканале показывает средний результат, а крепкий середнячок на видеоплатформе, наоборот, выходит на максимальные цифры на ТВ.
Алексей Никитин рассказал о примере сотрудничества «Триколор» с телеканалами, но уже в оффлайн-формате. «Мы в партнёрстве с 19 телеканалами организовали семь тематических площадок «Триколор в твоём городе» в рамках празднования Дня города (в Кемерово отмечали День шахтера — Прим. ред.). Так мы смогли показать разнообразие всего того контента, который доступен для просмотра в телеэфире. Эффективность подхода подтверждают цифры: в онлайн-кинотеатре «Триколор Кино и ТВ» рост смотрения вырос до 20 %, а длительность смотрения увеличилась до 17 %, при этом медийный охват новостей об этих событиях приближался к 30 млн человек», — сказал Никитин.
По мнению Алексея Никитина сегодня развитие получили комплексные рекламные форматы. «Мы видим, что рекламодатели сейчас, с одной стороны, ориентируются на более долгие контракты, с другой — на развитие креативных решений. Кроме этого, компании смотрят не только на количество внимания, но и на его качество. Так, например, при переключении канала внимание зрителя находится на максимуме, и в этот момент мы показываем ему рекламный баннер», — пояснил Никитин.
Также директор по маркетингу «Триколор» в качестве тренда отметил фактический переход от классического линейного массового смотрения к сегментному и тематическому. «Например, у нас больше 30 таких каналов и зритель сразу может перейти на тематический канал, а не искать этот контент в эфире федеральных вещателей. С точки зрения рекламодателей, на таких каналах правильное сегментирование аудитории, да и, объективно, более низкая цена в сравнении с федеральными грандами. Если говорить о том, что именно люди смотрят, то полный метр конечно остаётся, но он уступает место сериалам. Именно поэтому мы расширяем сериальную палитру для зрителя, добавляя к популярным турецким новеллам филиппинские, мексиканские, ливанские, индийские», — добавил он.
На рынке телевизоров выигрывают игроки со своим ПО
На дискуссии «Эволюция абонентских устройств приёма сигнала. SmartTV, приставки, медиахабы: инновации для домашнего использования» обсудили ключевые тренды рынка телевизоров. Своим мнением поделились участники: директор по развитию «Квант» Михаил Ширкин, управляющий директор SberDevices Сергей Зудин, директор департамента управления продуктами и проектами «Триколор» Юлия Кудряшова, директор по развитию бизнеса направления ТВ/АВ «Астрониум» (бренд Topdevice) Наталья Ласточкина и руководитель направления развития бизнеса POLAR Антон Мыльцев. Модерировал сессию директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов.
«В этом году мы словили все проблемы, которые только можно поймать: санкционные, логистические», — сказал Сергей Зудин, при этом он отметил, что компания намерена и дальше расширять пакет потребительской электроники — это будут умные колонки, устройства для умного дома и «ещё одна категория устройств, которая будет анонсирована до конца года».
Горячая дискуссия завязалась после вопроса модератора какие должны быть критерии российского производителя. Михаил Ширкин считает, что основным таким критерием должна быть степень локализации производства, как компонентов, так и устройств. Наталья Ласточкина уверена, что такими критерием может быть, если продукция собирается в России, даже если комплектующие покупаются в Китае, и продаётся под российским брендом. Коллег поддержал Антон Мыльцев, а более широко на эту тему ответила Юлия Кудряшова: «Применительно к телевизорам: если производство в РФ предполагает только то, что вы взяли SKD комплект, собрали, наклеили шильдик и отправили в продажу, то это не российский продукт. Если производитель добавляет в этот продукт кастомизированные характеристики, фирменный лаунчер, т.е. фирменное программное обеспечение, умную начинку, обеспечивает сервис этому продукту, гарантию, осуществляет контакт с клиентом и постпродажное сопровождение, тогда это полностью российский продукт и не важно из каких запчастей он собран».
По оценке Антона Мыльцева, фактором завоевания рынка телевизоров и конкуренции с китайскими производителями может стать отечественное ПО, в частности операционные системы для ТВ. «За последние три года установка российского софта выросла с 15 до 25 %, например, «Триколор» ставит свой софт на свои телевизоры. Именно такие моменты будут являться конкурентными преимуществами по отношению к китайским производителям.
В 2024 году цены на телевизоры выросли об их причинах также высказались участники сессии. «Мы видим тенденцию в росте цен, она связана с понятными для всех причинами: проблемы с логистикой и оплатами. Но мы понимаем, что рано или поздно ситуация стабилизируется, макроэкономическое влияние снизится и цена должна выровняться. Телевизор стал неотъемлемой частью домашней экосистемы. С его помощью пользователь потребляет видеоконтент, управляет сервисами и умным домом, играет в игры, слушает музыку. Телевизор — это тот тип устройств, который имеет дополнительное преимущество в многообразии его использования, поэтому цена не всегда является блокирующим фактором при покупке», — сказала Юлия Кудряшова.
Российские производители обязаны предустанавливать на устройства 15 российских онлайн-кинотеатров, в том числе «Триколор Кино и ТВ». Какое же оптимальное количество предустановленных приложений должно быть, участники дискуссии не смогли определить, отметив, что текущая цифра может в будущем увеличиться.
Участники рынка относительно того, что ждёт рынок на будущий год, сделали свой прогноз. По мнению Натальи Ласточкиной, произойдёт рост рынка в деньгах, а имеющиеся проблемы рынка сохранятся, в том числе это связано и с высокой ключевой ставкой ЦБ РФ. Антон Мыльцев выразил надежду, что рынок в штуках не уменьшится, что имеет принципиальное значение для производителя. Михаил Ширкин предположил, что количество телевизоров на рынке увеличится, а конкуренция между СТМ и китайскими производителями сделает цену ниже и к ним присоединятся экосистемные игроки рынка.
Защита сигнала должна стать российской
Дискуссия, посвящённая защите ТВ-сигнала и необходимости перехода на отечественные системы CAS/DRM, называлась «Системы защиты ТВ-сигнала в эру атак и взломов» и спикерами на ней выступили: директор по вещательным и информационным технологиям «Триколор» Денис Филипишен, директор «Элекард Девайсез» Николай Милованов и руководитель комитета по телекоммуникациям АРПП «Отечественный софт» Николай Михайлов. Модератором выступил автор телеграм-канала «Вашу Цифру!» Дмитрий Петровский.
Система условного доступа (Conditional Access System — CAS) и средства защиты авторских прав (Digital Rights Management — DRM) необходимы любому оператору цифрового платного ТВ. Если ранее компании наряду с отечественным софтом использовали зарубежный, то теперь после ухода вендоров и прекращения поддержки этих решений встал вопрос о системной замене существующего ПО на российское. «В компании «Триколор» отечественные системы CAS и DRM используются уже давно. Мы подошли к этому сложному моменту уже во всеоружии», — указал Денис Филипишен.
«На самом деле CAS и DRM это не только защита правообладателя — это защита клиентов, клиентской базы. И для операторов, например, кабельных, это первостепенная задача. И в случае, если мы сейчас доверяем эту базу какому-нибудь зарубежному вендору это может стать для нас серьёзной проблемой», — указал ещё на одну опасность использования зарубежных систем Николай Милованов.
По словам Дениса Филипишена, для оператора делать вывод о том, какое ПО поставить — это стратегическое решение. «Замена системы CAS и DRM это очень дорого, и ты будешь неизбежно обслуживать две системы — старую с рисками и новую, на которую ты будешь тратить деньги и ресурсы. Это вопрос сложный, но чем раньше ты примешь решение, тем лучше», — отметил он.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что переход на отечественные системы не станет одномоментным, так замена CAS потребует постепенной замены абонентского оборудования, тогда как установка DRM, которые представляют собой программное обеспечение возможна в более коротки сроки.
«Коммерческие игроки будут голосовать рублём. Рекомендовать можно, государство должно регулировать качество этих продуктов, у нас много органов, сертифицирующих эту продукцию, этого достаточно», — сказал Денис Филипишен, отвечая на вопрос модератора о возможном регуляторном решение о применении систем защиты сигнала из реестра Минпромторга.
В связке оператор – вендор CAS – производитель оборудования не может быть «теневых» схем, все эти три сегмента должны быть управляемы и очень важно доверие к тому решению, с которым будет проводиться интеграция при производстве абонентского оборудования, резюмировал Филипишен.
*Международное общественное движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ.