Рынок в шоке
В мире в целом потребители стали меньше покупать телевизоров, это следует из аналитического отчета TrendForce: во втором квартале 2022 года зафиксировано снижение продаж на 6,8 %. Продажи лидеров рынка — Samsung и LG — в таких ключевых регионах как Европа и США сократились на 30 %. С учетом того, что общая доля двух брендов составляет почти 32 %, эта новость стало шоком. Среди причин аналитики называют инфляцию в Европе и США, локдауны в Китае из-за пандемии COVID-19 и конфликт на Украине. Из-за этого производители закрывают заводы и сокращают количество розничных магазинов. В своем отчете TrendForce пишет, что при оптимистичном сценарии в 2022 году в мире будет продано около 202 млн телевизоров, но не исключает, что уровень продаж может оказаться еще ниже — 200 млн устройств.
Что касается России, то в свете новых геополитических реалий происходит перераспределение рынка и смена основных игроков. Так, компания Samsung в начале марта 2022 года прекратила все поставки в РФ, сославшись на проблемы с логистикой. А в конце того же месяца она остановила свой российский завод, выпускавший в том числе телевизоры. В июне он снова заработал, но только на экспорт.
Аналогично поступил и другой крупный южнокорейский производитель — LG. Компания прекратила поставки с середины марта 2022 года и рассматривала возможность остановки собственного производства в России.
После ухода из России известных европейских и американских брендов электроники и бытовой техники крупные отечественные компании, такие как «Сбер», «Яндекс» и «Мегафон» стремятся занять освободившиеся ниши и уже делают шаги в этом направлении. Конкурировать им придется с китайскими и турецкими производителями.
Свято место пусто не бывает
С уходом южнокорейских производителей на рынке телевизоров начались процессы замещения одних брендов другими, и на смену пришли китайские. Поэтому опасения, связанные с возможным дефицитом ТВ-устройств, не подтвердились.
«На наш взгляд, Россию не ждет дефицит в этом сегменте, так как китайские и российские бренды довольно быстро заполнят пустоту, образовавшуюся в связи с уходом вендоров, не пожелавших работать в нашей стране. Временно возможен небольшой дефицит устройств премиум-уровня», — сообщил «Телеспутнику» руководитель направления экосистемных продуктов «Марвел-Дистрибуции» Михаил Васильев.
Российским ретейлерам предстоит выстроить новые каналы поставок и продвигать новые бренды. Так, торговая сеть «М.Видео-Эльдорадо» начала эксклюзивные продажи китайского бренда Realme.
«Из новых брендов стоит выделить Realme, который эксклюзивно в наших сетях представлен “умными” телевизорами с разрешением 4К в нескольких диагоналях. Мы также договорились о стратегическом сотрудничестве с узбекской компанией Artel — крупнейшим в Центральной Азии производителем бытовой техники под собственным брендом и популярных торговых марок, таких как Samsung, Shivaki и др. Эта компания уже вывела на российский рынок свои “умные” телевизоры с характеристиками как у известных брендов, при этом по конкурентным ценам», — поделился руководитель направления продуктовых коммуникаций департамента по связям с общественностью «М.Видео-Эльдорадо» Андрей Петров.
В «Марвел-Дистрибуции» отметили, что «за последние полгода цены на телевизоры и смарт-приставки незначительно снизились». Что касается спроса, то ретейлер говорит о тенденции к его уменьшению.
В сети «М.Видео-Эльдорадо» также подтвердили, что «стоимость широкого ассортимента телевизоров сейчас находится на уровне февраля или ниже».
По оценке ретейлера, за первое полугодие 2022-го денежный объем российского рынка телевизоров достиг почти 100 млрд рублей, а в количественном выражении составил порядка 2,6 млн штук. Также в штучных продажах на рынке доля моделей с функцией смарт-ТВ превысила 75 % — рост на 5 процентных пунктов год к году. Наибольшую долю по итогам января-июня заняли модели телевизоров с диагональю экрана от 30 до 45 дюймов, при этом наиболее активный рост продаж отмечен в сегменте телевизоров с диагональю более 45 дюймов. Кроме этого, потребители обращают внимание на дополнительные возможности и технологии — например, HDR.
В «Марвел-Дистрибуции» говорят, что традиционные лидеры рынка телевизоров значительно сократили свое присутствие в РФ, но на их место пришли китайские бренды и производители с собственными торговыми марками, и сейчас для них сложилась очень благоприятная ситуация, чтобы стать заметными игроками. Подтверждают это и в «М.Видео-Эльдорадо»: телевизоры ретейлера, выпускаемые под собственными брендами Novex и Hi, входят в топ-5 продаж.
Производители закрывают заводы и сокращают количество розничных магазинов
В начале пути
После ухода из России известных европейских и американских брендов электроники и бытовой техники крупные отечественные компании, такие как «Сбер», «Яндекс» и «Мегафон» стремятся занять освободившиеся ниши и уже делают шаги в этом направлении. Конкурировать им придется с китайскими и турецкими производителями. В «Марвел-Дистрибуции» считают, что в целом российские бренды находятся только в самом начале пути покорения рынка, однако многие из них решительно настроены на то, чтобы занять свою долю.
Несмотря на факторы неопределенности, в «Марвел-Дистрибуции» ожидают стабилизацию рынка в 2023 году. «На наш взгляд, рынок сократится по сравнению с 2021–2022 годами, несмотря на снижение средних цен, однако эта тенденция наблюдается уже не первый год. Делать прогнозы в текущих внешнеполитических и торгово-экономических условиях сложно, но я за умеренно оптимистичный сценарий, который предполагает замедление падения рынка ТВ и смарт-устройств в 2023 году», — заключил Михаил Васильев.