Для российского рынка вычислительной техники 2026 год станет не менее сложным, чем предыдущий. Давление на отрасль продолжат оказывать высокие процентные ставки, ограниченный доступ к кредитованию и общее замедление экономики. «На этом фоне мы ожидаем сокращение рынка в пределах 15%, а в отдельных сегментах — до 20%. Дополнительным фактором станет рост налоговой нагрузки, что напрямую влияет на инвестиционные планы заказчиков. Темпы импортозамещения будут ниже, чем в предыдущие годы, так как замедление экономики ограничивает инвестиции и спрос на ИТ-решения», — отметил представитель пресс-службы производителя электроники Fplus.
Коммерческий директор «ICL Техно» (входит в ГК ICL) Ильдар Вагизов полагает, что в этом году российский рынок компьютерной техники окажется в непростой ситуации. «Сокращение количества продаваемых устройств более чем на 15% будет сопровождаться ростом цен и увеличением сроков поставок. В сложившейся ситуации российским производителям вычислительной техники может помочь авансирование государственных контрактов не менее чем на 50% от заявленной цены контракта», — сказал он.
В Fplus считают, что заказчики в b2b-сегменте продолжат сокращать бюджеты и переносить закупки на более поздние сроки. На этом фоне усилится консолидация: часть игроков уйдет с рынка, а более устойчивое положение сохранят производители, которые заранее обеспечили себе крупных якорных заказчиков, прежде всего в госсекторе и финансовой сфере. Тогда как в потребительском сегменте дефицит оперативной памяти и SSD, вызванный глобальным спросом на ИИ-технологии, сохранится как минимум до середины 2026 года. Это приведет к дальнейшему росту цен на конечную продукцию: в среднем электроника может подорожать на 10–20%, а устройства с большим объемом памяти — ноутбуки и ПК на DDR5 — на 30–40%.
В 2026 году производители вычислительной техники столкнулись с ситуацией, когда дефицит компонентов и изменение структуры спроса приводят к росту цен на вычислительную технику. «Гиперскейлеры резервируют большие объемы памяти, создавая структурный дефицит на рынке во всем мире, ограничивая доступность компонентов для производителей вычислительной техники и смартфонов. Ожидается значительное повышение контрактных цен на компоненты памяти в течение ближайших двух кварталов. По нашим предположениям, стоимость может вырасти в несколько раз. Также в 2026 году в России вступила в силу налоговая реформа, которая принесла значительные изменения. Кроме этого, сокращение ИТ-бюджетов в организациях, а также высокая кредитная ставка делает покупку вычислительной техники менее привлекательной», — комментирует сложившуюся ситуацию Ильдар Вагизов.
В 2026 году рынок еще сильнее перейдет от «временного импортозамещения» к осознанному выбору отечественных брендов, подчеркнул вице-президент «Рикор» Борис Иванов. Корпоративные и государственные заказчики все чаще смотрят на стабильность поставок, наличие сервиса в регионах, возможность кастомизации техники под свои нужды и соответствие требованиям регуляторов, прокомментировал он «Телеспутнику».
Борис Иванов указал на то, что сегодня усиливается спрос на сбалансированные решения, а не на максимальные характеристики. «Клиенты выбирают технику под конкретные сценарии: офис, разработка, образование, инженерные задачи, госсектор. Важны широкая продуктовая линейка, охватывающая различные задачи, надежность, предсказуемая производительность и срок жизненного цикла, а не гонка за цифрами в спецификациях. Все это может обеспечить только собственное производство», — сказал он.
В компании Yadro (входит в «ИКС Холдинг») также уверены, что в 2026 году российский рынок вычислительной техники переходит от стадии адаптации к этапу системного развития. «Ключевой сдвиг — отказ от формального импортозамещения в пользу осознанного выбора устройств по эксплуатационным и интеграционным параметрам. Для заказчиков критичны управляемость, предсказуемый жизненный цикл, безопасность и способность устройств органично встраиваться в существующий ИТ-контур», — сообщил «Телеспутнику» представитель пресс-службы компании.
Собеседники издания сходятся во мнении, что возрастает роль экосистемы. «Компьютер больше не воспринимается как отдельное устройство: значение имеют совместимость с отечественными ОС и ПО, периферия, централизованное управление, безопасность, сервис и поддержка. Производители, которые могут предложить комплексное решение, получают явное преимущество», — отмечает Борис Иванов.
В пресс-службе Yadro говорят, что персональные компьютеры, ноутбуки и планшеты все чаще рассматриваются как элемент доверенного рабочего места — точки доступа к корпоративным сервисам и данным. Это усиливает спрос на комплексный подход со стороны вендора: согласованную программно-аппаратную связку, включающую аппаратную платформу, BIOS, собственные ОС, средства защиты и централизованного управления. Контроль над ключевыми элементами технологического стека становится фактором устойчивости решений в долгосрочной перспективе.
Тем не менее несмотря на все негативные тенденции, игроки рынка не теряют оптимизма. И говорят в том числе и о грядущих позитивных трендах. Как, например, росте корпоративного сегмента b2b и b2g, где важны стабильность конфигураций, длительные поставки без изменения компонентной базы и готовность к интеграции с системами заказчика, добавили в Yadro.
Производитель электроники Fplus предполагает, что во втором полугодии 2026 года возможны признаки осторожного восстановления активности при смягчении кредитных условий, однако в целом рынок будет оставаться под давлением макроэкономических и структурных факторов. А с точки зрения продуктовых и технологических трендов ключевым драйвером останется искусственный интеллект. ИИ все глубже интегрируется в вычислительную технику, операционные системы и пользовательские интерфейсы, меняя саму логику взаимодействия с устройствами. Это касается как корпоративных решений, так и потребительской электроники.
«В целом, можно сказать, что в 2026 году рынок станет более зрелым: меньше неизвестных брендов без собственных производств, меньше спонтанных решений, но больше расчета и партнерства», — резюмировал Борис Иванов.

