Недавно представители ведущих маркетплейсов и торговых сетей рассказали «Телеспутнику» о трендах на рынке бытовой электроники. По их данным, отмечается рост по основным продуктовым категориям — телевизорам, ноутбукам, смартфонам, умным устройствам и другой электроники. Эксперты видят основную причину этого в реализации отложенного спроса в 2022 году.
После обострения геополитического конфликта в Восточной Европе и ухода из России иностранных вендоров рынок электроники в РФ в 2022 году сократился на 15,4 % в годовом выражении, до 2,2 трлн рублей. В 2023-м он начал восстанавливаться на фоне роста реальных доходов населения и форсирования государственной программы импортозамещения и параллельного импорта, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
На российский рынок вышли производители из Турции, Китая и других стран-поставщиков бытовой техники. На этом фоне во втором квартале 2023 года рынок электроники начал восстанавливаться, тогда как в первом квартале продажи упали в месячном выражении на 32 %, отмечают в консалтинговом агентстве Freedom Finance Global. В первом полугодии цены на бытовую технику выросли в среднем на 10—15 %, но были и нестандартные случаи, когда они увеличивались в 1,5 раза на фоне дефицита, отмечают эксперты.
«Тенденция указывает на восстановление российского рынка электроники, так как объемы продаж растут в квартальном выражении. Поэтому уже в 2024 году мы прогнозируем стабилизацию ситуации на нем», — добавил Владимир Чернов.
О возможностях для роста ассортимента у отечественных компаний говорят и другие эксперты, опрошенные «Телеспутником». Так, по мнению директора центра продуктового развития GS Group Дины Мустафиной, из-за ухода с российского рынка ряда зарубежных брендов у отечественных производителей появляется возможность занять освобождающиеся ниши.
Эксперт отмечает, что в условиях структурных изменений потребители все чаще отдают предпочтение менее известным или даже новым маркам, если их продукты имеют конкурентоспособные цены и технические характеристики. Дополнительным аргументом в пользу выбора потребителя будет и доступность такого товара, отметила Дина Мустафина.
Далее мы расскажем о динамике продаж и трендах в трех сегментах бытовой техники: устройствах для уборки, для ухода за одеждой и источниках электропитания. В отличие от телевизоров, смартфонов и иных смарт-гаджетов, они не являются экосистемными товарами, но тоже отражают общие тренды потребительского поведения.
Умная уборка
Для уборки домохозяйства в городе все чаще применяют роботы-пылесосы благодаря их автономной работе и умным функциям. За январь—октябрь 2023 года на российском рынке было продано более 1,4 млн роботов-пылесосов, что на 7 % выше показателей прошлого года и в 2,5 раза больше, чем за тот же период 2020-го, подсчитали в «М.Видео-Эльдорадо». В сети ретейлера каждый пятый купленный пылесос — робот. Чаще всех такие устройства приобретают жители Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и Казани. Наиболее активно роботы-пылесосы покупают россияне в возрасте 35—44 года. Среди наиболее популярных брендов: Dreame, Xiaomi и Tefal, добавили в компании.
В числе преимуществ таких устройств аналитики назвали автономность, простоту использования и управления, длительное время автономной работы. Росту интереса к этим товарам способствует расширение ассортимента во всех ценовых сегментах, увеличение технических возможностей и качества уборки, рост доступности технологий, а также популярность концепции умного дома.
В ноябре на площадке Wildberries пользователи приобрели на 63 % больше роботов-пылесосов, чем за тот же период годом ранее, сообщили «Телеспутнику» в компании.
По данным Freedom Finance Global, роботы-пылесосы в 2023 году в России подорожали в среднем на 15—18 %. Среди особенностей рынка аналитики отмечают его насыщенность и высокий потребительский спрос.
В 2023 году продажи роботов-пылесосов в штуках показали самый высокий темп роста среди всех категорий мелкой бытовой техники, поделились с «Телеспутником» в «Ситилинк». Самыми популярными брендами в данной категории назвали: Xiaomi, Dreame, Polaris, Starwind и iRobot. Максимальный рост продаж показали самые технологичные модели. Так, в этом году появились роботы-пылесосы с возможностью подключения к водопроводу станции самоочистки, что дает потребителям возможность не заниматься обслуживанием устройства — станция делает это автоматически (до 3 месяцев, в зависимости от модели).
«В будущем году мы ожидаем сохранения этого вектора развития данной категории. Ожидаем высокий спрос на роботы-пылесосы и особенно на модели со станцией самоочистки. В 2024 году мы планируем увеличение оборота в категории “Пылесосы”. Предполагаем, что средняя стоимость устройств в этой категории немного повысится, как и в 2023 году» — рассказал «Телеспутнику» представитель компании «Ситилинк» Денис Коварский.
Уход за одеждой
Что касается утюгов и устройств для ухода за одеждой, то они, по словам представителей «М.Видео-Эльдорадо», традиционно являются одними из наиболее востребованных домашних бытовых приборов. За 10 месяцев этого года их продажи превысили 3 млн штук, что на 10 % больше, чем годом ранее.
Покупатели чаще всего предпочитают традиционный формфактор утюгов мощностью от 2000 Вт, с функциями автоматического выключения и «парового удара» (быстрая и кратковременная подача пара под высоким давлением, — прим. ред.). Активно растет спрос на парогенераторы и гладильные установки, которые помогают быстрее и качественнее гладить и отпаривать одежду. В этой категории наиболее популярными брендами являются Tefal, Redmond и Philips, отметили представители ретейлера.
С января по ноябрь текущего года средняя стоимость утюгов осталась на прежнем уровне, по данным «Ситилинк». В пятерку самых популярных брендов утюгов вошли: Polaris, Hyundai, Tefal, Starwind и Gorenje.
В ноябре 2023 года на Wildberries утюги заняли второе место по количеству продаж среди бытовой техники, показав рост на 87 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В консалтинговой компании Freedom Finance Global отмечают, что в 2023 году рост цены на утюги в среднем составил 10—12 %.
Источники электропитания
Средняя стоимость источников бесперебойного питания в январе—ноябре 2023 года выросла на 19 % в сравнении с аналогичным периодом 2022-го, подсчитали в «Ситилинк». Пятерка самых популярных брендов в данной товарной категории: Ippon, Powercom, SUNWIND, EXEGATE и APC.
Накопители энергии в российских магазинах в 2023 году подорожали на 8—9 %, по информации Freedom Finance Global.
На площадке Wildberries в ноябре 2023 года накопители энергии вышли в лидеры: количество продаж этих устройств выросло на 189 % по сравнению с аналогичным месяцем годом ранее. А вот количество проданных ИБП сократилось почти на треть.
Существенный рост популярности накопителей энергии связан со стремлением россиян обустроить свой быт за городом, сделать домохозяйство энергетически менее зависимым. Это происходит на фоне увеличения спроса на загородную недвижимость после пандемии и развития удаленного формата работы. Накопители энергии помогают организовать надежное электроснабжение при отключениях электроэнергии в сети. При этом, в отличие от дизель-генераторов, они компактные, бесшумные и не требуют регулярного обслуживания, пояснил источник «Телеспутника» на рынке.
В 2024 году во всех рассмотренных нами сегментах бытовой техники сохранится активный рост спроса, несмотря на подорожание отдельных категорий. Более того, не исключено появление на рынке новых брендов, в том числе отечественных — для этого по-прежнему есть все условия, прогнозируют эксперты.