Пользователи соцсети Х, принадлежащей американскому миллиардеру Илону Маску, начали активно переходить на новую платформу Bluesky. Миграция людей связана с недовольством аудитории по поводу действий главы компании. Как сообщает издание Washington Post, участие бизнесмена в президентской кампании Дональда Трампа и последующее назначение Маска на должность в его администрации стало поводом для негативной реакции к его соцсети.
В России отток пользователей начался с момента блокировки Twitter на территории РФ.
Все произошло из-за нарушений «ключевых принципов свободного распространения информации и беспрепятственного доступа российских пользователей к российским СМИ на иностранных интернет-платформах».
В Роскомнадзоре утверждают, что Twitter систематически нарушает российское законодательство, не избавляясь от контента, который может быть признан противоправным. Так, проверка, проведенная ведомством ещё в мае 2021 года, выявила наличие 563 неудалённых постов, содержащих детскую порнографию, наркотические и суицидальные материалы. Также в этих сообщениях имелись призывы к несовершеннолетним участвовать в несанкционированных массовых мероприятиях и другие экстримистские и запрещенные на территории России материалы.
Для чего использовал микроблоги бизнес?
X.com можно назвать «переходной» социальной сетью. Часто инструмент микроблога использовался для перегона трафика: через короткие анонс-посты с ссылкой можно было перенаправить интерес пользователей в сторону сайтов и иных площадок по продвижению продукта.
Фото: 123rf
Однако несмотря на ограничения в символах, у микроблога есть и свои преимущества. Так имея на других платформах один ton of voice, через короткие сообщения можно заложить более неформальный стиль. И исходя из этого менять тактики по продвижению бренда, а также саму бизнес-стратегию.
Российские компании и СМИ все еще остаются в X.com, так как аудитория социальной сети остается достаточно активной и вовлеченной. Блоги взаимодействуют с профилями конкурентов и пользователей, используя емкие посты. Также через них анонсируют коллаборации и пробуют новые методы. Разберем последовательно аналоги приложения Илона Маска.
Аналоги уже давно есть
Существует несколько аналогов, которые могут полностью заменить Twitter.
Например, Reddit. По функциям и дизайну он достаточно сильно отличается от X.com. Однако в рамках интернет-общения, обсуждения тем — идеальная замена. В этой соцсети можно найти обсуждения в форумах по увлечениям. Плюс ко всему, нет ограничений на знаки. При продвижении бизнеса следует помнить, что это американская разработка, поэтому весь трафик оттуда будет из-за рубежа. Рекламировать свой бренд достаточно сложно: нужно принимать активное участие в жизни сообществ, а также есть риск бана от модераторов за спам рекламой.
Фото: 123rf
Посоревноваться может и Threads*, который в свое время стартовал, как «убийца Twitter». Это достаточно известная соцсеть, которая напрямую связана с Instagram*. Соответственно и продвижение на этой платформе зависит от того, как вы ведете свой бизнес-аккаунт в Instagram*. По сути, «Ветки» — это конечная точка в продвижении, поскольку туда пользователь заходит, чтобы углубиться в профили конкретных компаний. Поскольку деятельность Meta* запрещена на территории РФ, не самый лучший вариант на данный момент.
Tumblr во многом не похож на Twitter, но у них много общих механик: собственный блог или бизнес-аккаунт, продвижение через теги и так далее. Однако возможностей оформления поста явно больше у первой соцсети. Аудитория в сервисе зарубежная, да и большой популярностью у россиян не пользуется. Тратить время на продвижение в нем? Нерационально.
Bluesky схож по дизайну: узнаваемые бело-голубые сочетания, знакомый и понятный интерфейс, действительно схожий набор функций и формат. Да и механика действий та же — ограниченное количество символов (300), изображений и видео на публикацию, трендовые хэштеги, лента по интересам/по подпискам, треды. Можно сказать, что если бы не логотип в виде бабочки, то человек, близко не знакомый с X, вряд ли бы отличил одну соцсеть от другой. Ответ на логичный вопрос о копировании находится в личности создателя — Джека Дорси.
На посту гендиректора Twitter Дорси на три года отказался от зарплаты, вкладываясь в развитие своей идеи. Он разработал протокол AT Protocol (Authenticated Transfer Protocol), цель которого — восстановление сетевого общения в лучшие времена Интернета. Имеется в виду, что пользователи могли создавать блоги и использовать RSS для агрегирования новостей с разных платформ. В современных социальных сетях владельцы контролируют пользовательский контент, что затрудняет переход пользователей на другие площадки, оставляя их данные у прежнего владельца. AT Protocol направлен на решение этой проблемы и позволяет пользователям переносить свои данные между платформами, обеспечивая сохранение информации. Это может изменить подход к контролю пользователей своего онлайн-контента.
Из официального аккаунта Bluesky следует, что на ноябрь 2024 года число пользователей достигло отметки в 20 млн человек. Это при том, что доступной для всех платформа стала только в феврале.
Прямого российского аналога найти не удалось.
Что выбрать?
Слухи о том, что X.com могут разблокировать, ходит с момента его отключения. Однако даже если такой сценарий сбудется, есть подозрение, что бизнесу не захочется вести дела в свете новых правил сообщества.
Фото: 123rf
X.com обновил свою политику и позволил использовать информацию пользователей для обучения моделей искусственного интеллекта. Маск заверил, что для этой цели будут использоваться только публично доступные данные, а личные сообщения останутся защищенными.
Мы напоминаем, что Маск ранее критиковал другие платформы за использование данных X.com для обучения ИИ, даже угрожал судом Microsoft за незаконное использование данных Twitter.
Это нововведение вызвало массу недовольства со стороны пользователей, которые начали искать варианты избежать слежки и воровства от «большого брата». Есть большой риск, что данные уже использовались Маском для обучения нейросетей, поскольку это не первый его эксперимент с нейросетями. Похожие скандалы были и с OpenAI и другими компаниями, которые до последнего скрывали факт обучения ИИ несогласованными данными.
Делится ли компания статистикой, указывает ли какие-то ссылки, оставляет ли важную информацию в профиле — все может быть использовано. Отсюда и повышенный интерес к тому же Bluesky, который обещает более безопасное обращение с персональными данными пользователя. Но и здесь есть свои особенности.
Пока на соцсеть мало обращают внимание — большинство аудитории англоязычное и перетекло и из бывшего Twiiter. Бизнес вполне может начать строить стратегии и формировать планы относительно новой, но не уникальной платформы. Однако есть риск — сервис американский, без офиса в России. Неизвестно, насколько соблюдается российское законодательство и оперативно работает модерация. Анализируя причины блокировки Twitter, существует большая вероятность, что Bluesky также окажется забаненным.
Таким образом, микроблог остается популярным форматом не только среди обычных пользователей, но и представителей бизнеса и власти. Но если компания делает выбор в сторону российских потребителей, то во избежании рисков лучше использовать отечественные соцсети и их инструменты продвижения.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
*Meta признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена.
*Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ.