Проект ГОСТ «Платформа Автодата. Состав данных», с которым ознакомился «Коммерсант», закрепляет перечень информации, собираемой с транспортных средств. Речь идет в том числе о персональных данных водителя, техосмотрах, правонарушениях, пассажирах, VIN-номере транспортного средства, координатах и местоположении машины. И этот список может дополняться, отмечается в проекте.
Большинство новых машин уже оснащаются телематикой, которая представляет собой коробочное решение (иногда на базе «ЭРА-Глонасс») и в основном отслеживает технические характеристики автомобиля. Такие системы, например, позволяют владельцу машины дистанционно запустить или заглушить двигатель, получить данные о техническом состоянии, местоположении, уровне топлива в баке и стиле вождения, но без привязки к VIN-номеру. Как правило, услуги обработки и представления данных оказывают автоконцерны, сервис платный, но от него можно отказаться. Персональные данные при этом компании не получают.
Но эта телематика не обеспечивает данные из нового ГОСТа, и функционал «Автодаты» вынудит производителей ее дорабатывать, что потребует вложений в оборудование и программное обеспечение и расходов на сбор, обработку и хранение данных.
В возврат этих вложений автоконцерны не верят. 26 июня «Объединение автопроизводителей России» (ОАР) направило в Росстандарт предупреждение, что внедрение платформы ведет к удорожанию автомобилей и угрожает утечкой персональных данных. В комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) уверены, что предлагаемый вариант законопроекта и ГОСТ утверждать нельзя, подчеркивая, что в мировой практике аналогичные проекты реализуются, как правило, на добровольной основе, с проработанными техническими требованиями и вниманием к защите персональных данных.
В Nissan призвали решить вопросы «до начала реализации проекта во избежание существенных рисков для его участников и увеличения стоимости автомобилей». В группе ГАЗ отметили, что сбор данных, помимо относящихся к обеспечению безопасности на дорогах, должен быть выведен за рамки госпрограммы.
Опасения автопрома разделяют в Минпромторге, отмечая обращения многих участников рынка. Сейчас на площадке правительства в рамках рабочей группы идет обсуждение для согласования позиций, говорят в министерстве. В рабочей группе «Автонет», которая разрабатывает платформу «Автодата», отказываются комментировать «обращения, которые не видели», подчеркивая, что ГОСТ — пока только проект.
Авторы «Автодаты» настаивают, что сейчас автоконцерны получают данные от пользователей машин бесплатно, используя их для своей выгоды. В рамках платформы же будет создана биржа данных, через которую владельцы смогут продавать генерируемую их автомобилями информацию. Производители настаивают, что сами по себе данные почти ничего не стоят: «выгоду может получить только "Автодата"».
В марте 2021 года СМИ сообщали, что автоконцерны получили для ознакомления проект перечня данных, которые предполагается собирать со всех автомобилей России в единую базу.