Как сообщает издание, заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации ГК «Автодор» Виктория Эркенова предложила участникам круглого стола принять участие в разработке необходимой нормативной базы.
По ее словам, в России термин «умная дорога» применяется к уже реализованным проектам, таким как ЦКАД, безбарьерная технология взимания платы на М-12 и ряд других. «Но пока у нас не определены критерии понятия «умной дороги» и нет их классификации по уровням интеллекта на основании внедренных технологий», — заявила Виктория Эркенова.
По мнению заместителя генерального директора концерна «Телематика» Марселя Нигметзянова систематизация термина «умная дорога» может стать стимулом для цифровизации на транспорте. Что даст классификация дорог по их «интеллекту», от начального базового уровня до продвинутого? Например, это «позволит в динамике отлеживать процесс интеллектуализации транспортной отрасли и задаст вектор развития», заявил эксперт.
Марсель Нигметзянов отметил, что начальный уровень «умной дороги» должен обязательно включать автоматизированное управление дорожным движением (АСУДД), включая выявление инцидентов, информирование водителей с помощью информационных табло и мониторинг транспортных потоков, а также систему фотовидеофиксации нарушений ПДД и весогабаритный контроль.
Продвинутый уровень может включать технологии подключенного транспорта (V2X), то есть общения дороги и автомобиля, и формирование инфраструктуры для подключенного и беспилотного транспорта.
Как пишет издание IoT.ru со ссылкой на данные НИУ ВШЭ, в мире по уровню готовности к автономному автотранспорту лидируют Сингапур, Нидерланды, Норвегия, США и Финляндия, а Россия в топ-30 стран, по которым представлены оценки, заняла 26-е место. При этом у нас активно ведется разработка соответствующих технологий. Из наиболее медийный проектов — запуск первых беспилотных такси «Яндекса» в Москве, а также экспериментальные режимы на дорогах общего пользования (например, на трассе М-11 «Нева»). Также над созданием технологий интеллектуального транспорта работают и другие компании, включая «Ростех».
Что касается ЦКАД-3 в Москве, то на этой дороге апробируют многие технологии «умного» транспорта, включая подключенные к радиопокрытию V2X автомобили. Система V2X предполагает, что участники дорожного движения получают актуальные данные о дорожной обстановке. Это немного напоминает работу современных автонавигаторов, но только V2X системы намного точнее: они могут сообщить водителям, что впереди них кто-то резко затормозил.
Особенностью ЦКАД-3 стала и система безостановочной оплаты проезда «Свободный поток» (free flow), являющаяся передовой не только для России, но и мира. Технология позволяет передвигаться по платной трассе без транспондера: система идентифицирует водителей по камерам, а затем им нужно оплатить счет за проезд через сайт «Автодора».
Кроме того, в России есть и региональные инициативы в области «умного» транспорта и дорог: в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле устанавливают подключенные светофоры, в СМИ есть информация по проекты интеллектуальных дорог в Волгограде, Самаре и другие.
Согласно исследованию НИУ ВШЭ, спрос на цифровые технологии в транспортной отрасли будет ежегодно расти на 21 %, достигнув 626,6 млрд руб. к 2030 году. Это приведет к развитию экономики и скажется на безопасности дорожного движения. По оценкам исследователей, только в рамках недавно созданной в стране цифровой платформы автомобильного транспорта «Автодата» сбор данных о резком торможении автомобилей может привести к сокращению числа ДТП на 20–30%.