Среди других важных трендов — автоматизация и платформизация бизнес-процессов, прозрачность логистических цепочек и ESG, отмечают аналитики.
Большинство участников рынка не имеют полноценную стратегию цифровой трансформации (ЦТ) и ограничиваются реализацией отдельных проектов. Значимость цифровизации для компании зависит от её размера, комплексный подход характерен в большей степени для крупного бизнеса — до половины участников рынка имеют полноценную стратегию цифровой трансформации, в то время как в малом и среднем бизнесе таких компаний лишь четверть.
Приоритетными бизнес-процессами для цифровизации в российских компаниях считают: логистическое планирование (об этом заявили 54 % респондентов), доставку грузов (33 %), обслуживание клиентов (25 %), ИТ-обеспечение (17 %) и финансы (16 %).
Интенсивность изменений сильно зависит от отрасли компании. Например, в сфере воздушного транспорта доля компаний с полноценной стратегией ЦТ составляет 100 %, в водном транспорте — 50 %, а в железнодорожных перевозках — 42 %. В большинстве компаний трансформация началась недавно — 63 % респондентов заявили, что их компании занимаются ей не более двух лет.
Основной эффект от ЦТ, который отмечают компании, — рост продаж и прибыли (так ответили 24 % респондентов), улучшение бизнес-процессов (14 %) и рост производительности (12 %).
При этом больше трети (33%) респондентов ожидает, что затраты на эти цели в ближайшие 2–3 года не изменятся, 34 % — что снизятся, а 25 % — что вырастут на 10 %. Текущие расходы 76 % российских компаний на цифровые инициативы составляют около 5 % оборота или меньше.
Наиболее приоритетными технологическими направлениями для транспорта и логистики в ближайшие 2–3 года участники опроса отмечают развитие электронного документооборота (его отметили 48% респондентов), ИИ без учёта генеративного (29 %), облачные сервисы (26 %), цифровые платформы для грузоперевозок (23 %) и большие данные (22 %).
«Мы много работаем с компаниями транспорта и логистики и прогнозируем, что эта сфера под влиянием цифровой трансформации в ближайшие несколько лет будет претерпевать серьёзные изменения. Технологические инновации позволяют отрасли оставаться конкурентоспособной и устойчивой. В России пока лишь треть участников рынка готова наращивать инвестиции в цифровую трансформацию. На первом месте для них стоит адаптация к высокой стоимости кредитования и дефициту кадров. Играют свою роль и общий консерватизм компаний, которые не готовы резко менять бизнес-модель, а также отсутствие системного подхода к вопросу», — рассказывает партнёр практики «Промышленность и технологии» Strategy Partners Алексей Волостнов.
Эксперты консалтинговой компании Strategy Partners, в исследовании технологических трендов на рынке транспорта и логистики в России опросили более 140 представителей транспортно-логистической отрасли: руководители направлений, CEO, директора подразделений.
Ранее «Телеспутник» писал, что стоимость доставки грузов беспилотниками для «Почты России» оказалась выше в 150 раз. Так доставка грузов дронами пока обходится более чем в 150 раз дороже, чем регулярным пилотируемым рейсом. К таким выводам пришли в «Почте России», анализируя предварительные итоги своего эксперимента.