img12 декабря 2022 в 14:16

РАЭК: темпы роста интернет-экономики РФ в 2022 г. снизятся в 2 раза

Объем интернет-экономики России в этом году увеличится на 24 % в сравнении с прошлым годом и достигнет 11,8 трлн руб., при этом по отношению к предыдущим годам темп роста снизится почти в два раза. Об этом рассказал глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников, выступая на Russian Internet Week 2022 с докладом по основным политическим показателям Рунета.

Объем интернет-экономики России в этом году увеличится на 24 % в сравнении с прошлым годом и достигнет 11,8 трлн руб., при этом по отношению к предыдущим годам темп роста снизится почти в два раза. Об этом рассказал глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников, выступая на Russian Internet Week 2022 с докладом по основным политическим показателям Рунета.

Гребенников сообщил, что РАЭК скорректировала собственные прогнозы относительно динамики экономики Рунета, данные в мае 2022 года на Всероссийском интернет-форуме РИФ 2022. Весной ожидалось, что влияние негативных факторов, в числе которых — санкционное давление, уход с рынка зарубежных игроков, сворачивание проектов российским бизнесом, падение доходов населения и экономическая турбулентность, приведут к снижению темпов роста до 11 % в год. Вместе с тем, РАЭК отмечала наличие ряда позитивных факторов, которые способны поддержать отрасль и положительно повлиять на динамику.

«Согласно предварительным прогнозам аналитического отдела РАЭК, в 2022 году интернет-экономика России вырастет на 24 % по отношению к 2021 году и достигнет объема 11,8 трлн руб. По отношению к предыдущим годам темпы роста снизятся почти в два раза (в 2020 году рост составил 41 % год к году, в 2021 — 42 %). Мы растем, но этого недостаточно», — отмечает Сергей Гребенников.

Основные выводы исследования РАЭК:

Сегмент интернет-рекламы в 2022 году впервые за весь период наблюдений столкнется с падением объемов. Ожидается, что по итогам года падение составит 10 % от объемов 2021 года — до 390,7 млрд руб.

Объемы сегмента электронной коммерции в 2022 году, по прогнозам, увеличатся почти до 11 трлн руб., однако темпы роста снизятся до 10 % год к году.

Объем сегмента цифрового контента по итогам 2022 снизится практически до допандемийных значений. Ожидается, что он сократится на 25 % — до 115,6 млрд руб.

«Таким образом, как и прогнозировалось весной, сохранить положительные темпы роста в 2022 году удалось за счет вклада двух сегментов — электронной коммерции и инфраструктуры, в то время как сегменты интернет-рекламы и цифрового контента по итогам 2022 года демонстрируют отрицательную динамику», — комментирует Сергей Гребенников.

По мнению аналитиков РАЭК, весомый вклад в сохранение положительной динамики и обеспечение роста экономики Рунета на 24 % год к году внесли такие факторы, как: существующая экосистема российских сервисов и решений, которые по ряду параметров превосходят зарубежные аналоги; привычка к «онлайну» и «цифре»; массовый переход российских пользователей в отечественные сервисы; диалог между государством и отраслью, своевременные и эффективные меры поддержки; наличие «запаса прочности» у существующих инфраструктурных систем; развитие государственных цифровых проектов и государственные инвестиции в российские решения.

Однако для Рунета рост на 24 % означает двукратное снижение темпов роста — в период с 2019 по 2021 гг. интернет-экономика России росла более чем на 40 % в год.

Аналогичная динамика наблюдалась на старте ее измерения в РАЭК вплоть до экономического кризиса 2014-2015 гг. Снижение темпов роста в 2022 году обусловлено влиянием следующих факторов: необходимость глобального переформатирования процессов; незавершенный процесс адаптации к новым инструментам и решениям; отсутствие конкурентоспособных российских аналогов по ряду решений; инициативы в сфере регулирования рекламной отрасли и контента и необходимость инвестирования в соблюдение новых требований; переход потребителей в режим экономии.

«Мы много говорим о том, как важен цифровой суверенитет. Переход на импортозамещенное ПО не может произойти быстро, на это потребуются годы. Все без исключения сегменты столкнулись с необходимостью искать замену уже привычным для них решениям, под которые были адаптированы их бизнес-процессы. Где-то эта трансформация прошла быстро, а где-то игроки отрасли еще отстраивают этот процесс. Так, несмотря на наличие сильных российских игроков рынка, предлагающих качественный рекламный инвентарь (“Яндекс” или VK), разнообразие рекламных инструментов существенно пострадало, и для части решений альтернативу только предстоит найти. Другой пример — разработка игр. У нас есть разработчики и есть желание государства инвестировать в отечественный игровой контент, но сама разработка, включая игровые движки, завязана на зарубежном ПО. Важно отметить, что курс на импортозамещение требует проактивного регулирования, и мы, в АНО “Цифровая экономика” готовы активно включиться в этот процесс», — отмечает генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.

В РАЭК полагают, что для восстановления темпов роста экономики Рунета в краткосрочной перспективе необходимо: обеспечить стимулирующее регулирование, прежде всего — за счет минимизации количества регуляторных инициатив, оказывающих неоднозначное влияние на отрасль; сохранить поддержку отрасли до полного завершения процесса адаптации к новым реалиям, уделив особое внимание наиболее пострадавшим направлениям (интернет-реклама, цифровой контент).

Вместе с тем, полное возвращение к “докризисным” темпам роста невозможно без завершения периода турбулентности и стабилизации макроэкономической ситуации.

Вклад интернет-экономики в экономику России определяется вкладом четырех крупных сегментов — интернет-рекламы и маркетинга, электронной коммерции, инфраструктуры и цифрового контента, которые в совокупности составляют «цифровой контур», объединяющий компании, получающие основной доход в данных сферах.

Несмотря на влияние негативных факторов, таких как ограничения на поставку технологической продукции — полупроводников, вычислительных модулей, систем хранения данных и т.д., а также оборудования и компонентов для ее производства, инфраструктурный сегмент в 2022 году, согласно прогнозам, почти не потеряет в динамике относительно прошлого года. Ожидается, что рост сегмента составит 30 %, а его объем увеличится до 298,7 млрд руб.

На Всероссийском интернет-форуме РИФ 2022 теперь уже бывший глава РАЭК Сергей Плуготаренко рассказал «Телеспутнику» о том, как развивалась интернет-отрасль за прошедший год, что ее ждет дальше, а также объяснил, что еще нужно сделать по части государственных мер поддержки в ИТ.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий