img18 июля 2017 в 17:40

Деньги, дистрибуция, ARPU: подробно об итогах «Ориона» за первое полугодие

Оператор спутникового телевидения «Орион» 13 июля на встрече с журналистами подвел итоги первого полугодия 2017 года. В репортаже «Теле-Спутника» — главное о результатах компании и тенденциях рынка за отчетный период.

Оператор спутникового телевидения «Орион» 13 июля на встрече с журналистами подвел итоги первого полугодия 2017 года. В репортаже «Теле-Спутника» — главное о результатах компании и тенденциях рынка за отчетный период.

Деньги

Общий объем поступлений ГК «Орион» за первые шесть месяцев 2017 года составил 1,558 млрд руб. Это больше выручки компании за аналогичный период 2015 года (1,528 млрд руб.), но меньше, чем в 2016-ом (1,63 млрд руб.).

Объясняя отрицательную динамику отчетного периода, генеральный директор «Ориона» Кирилл Махновский назвал три причины. Во-первых, на объем поступлений повлияла программа замены оборудования, которую компания активно продвигает. Дело в том, что сейчас абоненты «Телекарты» (сервис спутникового телевидения, принадлежащий «Ориону») могут приобрести новый ресивер, расплатившись за него средствами, которые лежат на счету в «Личном кабинете». Так как эти деньги абонент заплатил оператору в прошлые периоды, то в этом полугодии они не учитывались. Позже «Теле-Спутнику» в пресс-службе оператора уточнили, что для участия в программе замены абонентского оборудования клиент должен довнести недостающую сумму на счет, при этом он может воспользоваться средствами, которые были перечислены на счет ранее. Кроме того, «Орион» позволяет приобретать новое оборудование в рассрочку. «Таким образом, вместо единовременных разовых оплат мы получаем регулярные поступления денежных средств на протяжении более длительного промежутка времени, что приводит к сокращению показателя в полугодии, но обеспечивает стабильный доход», — рассказали в компании.

Второе — абоненты отказываются от расширенного пакета с телеканалами и подключают более дешевый. Кирилл Махновский отметил, что объем таких переходов не критичный, но он тем не менее сказывается на общем объеме поступлений. Он также напомнил, что «Телекарта» изначально позиционировала себя как лоукост-оператор и сейчас стимулирование перехода абонентов на более дорогой пакет — одно из направлений стратегии компании.

В первом полугодии абонентская база «Ориона» превысила 3 млн. пользователей. Наибольший прирост зафиксирован в Челябинской и Свердловской областях, Республике Саха и Башкортостане (везде по 3%). Общий прирост абонентской базы — 2%.

Третий фактор также связан с изменением модели поведения абонентов: клиенты оператора теперь в основном покупают не годовую подписку, а месячную. Раньше на долю длинных подписок приходилось 80%, остальные 20% — на короткие. В прошлом году, по словам гендиректора «Ориона», соотношение поменялось: 70% коротких и 30% годовых. Сейчас тенденция сохраняется, уточнили в пресс-службе компании.

Минус дистрибуция

Непосредственное спутниковое вещание остается основной статьей доходов «Ориона» с долей 75% в структуре доходов. Второе место занимают услуги телевещателям (подъем на спутник и производство телеканалов) — 22%.

Оставшиеся 3% — дистрибуция телеканалов. Такой же показатель был по итогам прошлого года, а в 2015-ом — 4%. По этому направлению, рассказал руководитель «Ориона», произошел заметный спад. Связано это с тем, что от услуг компании отказался ряд флагманских каналов: ZEE TV (его дистрибуцией «Орион» занимался с октября 2009 по декабря 2015-го), Amedia (c октября 2011 по января 2015-го, в марте 2013-го сменил название на Amedia 2), Amedia 1 (c июля 2013 по января 2015-го) КХЛ (октября 2009 по январь 2015-го). В целом выручка от этих каналов в сегменте «Дистрибуция» составляла порядка 70%. «Мы прекрасно понимаем, что работа по партнерской схеме с каким-либо из телеканалов рано или поздно заканчивается, когда дистрибуция этого канала набирает определенный оборот и канал решает работать [в направлении дистрибуции] сам», — добавил он.

Плюс дистрибуция

В дальнейшем «Орион» рассчитывает больше зарабатывать на дистрибуции каналов за счет сотрудничества с международным холдингом SPI International и созданием собственных каналов.

Российская дистрибуция ряда каналов семейства SPI началась в апреле, в компании рассчитывают, что через год их проникновение в стране достигнет 30%. «Выход на рынок такого крупного холдинга нам кажется хорошим знаком. Помимо этого, для нас это возможность укрепиться в тройке лидеров-дистрибуторов ТВ-контента в России», — заявила во время пресс-конференции программный директор «Ориона» Светлана Борисова.

В рамках стратегии по созданию собственного контента «Орион» запускает телеканал «Первый вегетарианский», производством которого занимается «Макс медиа», входящая в группу компаний «Орион». 25 июля он начнет вещание на платформе «Телекарты». В компании считают, что появление такого канала соответствует мировым трендам телесмотрения. «Телезритель переходит от линейного смотрения к смотрению здесь и сейчас. Телеиндустрия отвечает на это сужением ниш, чтобы обычному телезрителю было проще найти тот контент, который он хочет посмотреть сейчас», — сказала Светлана Борисова.

Ситуация в онлайне

Мобильное приложение «Телекарта Онлайн» в течение первого полугодия 2017 года скачали 12 тыс. человек, общее число скачиваний превысило 40 тыс. Сейчас среднее количество платящих пользователей сервиса составляет 4 тыс. Однако в пиковые периоды этот показатель доходил до 12 тыс.

Общее количество посещений раздела «Кинотеатр» превысило 38 тыс., просмотрено более 12 тыс. единиц фильмового контента.

Также с начала года количество телеканалов в сервисе увеличилось с 40 до 70. Кирилл Махновский надеется, что рано или поздно их станет столько же, сколько доступно «на спутнике». Но сейчас не все телеканалы «очищают» права на свой контент для трансляции в Интернете. «Однако все больше каналов уделяют этому внимания, понимая, что перспектива развития — именно в онлайне», — заметил руководитель «Ориона».

Пресловутый ARPU

Средняя выручка на одного абонента (ARPU) растет, но незначительно. За первые шесть месяцев этого года у «Ориона» она увеличилась на 1-5% — в зависимости от подключенного пользователем пакета. Для бюджетного пакета она составила 104 руб. в месяц (+ 5%), для среднеценового — 290 руб. в месяц (+ 1%).

Как рассказал Кирилл Махновский, рост ARPU связан не с ростом стоимость подписки, а с реализацией дополнительных пакетов и изменением модели поведения абонента: как уже говорилось выше, они перестают платить за годовые подписки, а покупают более короткие, получая меньшие скидки. «Мы [операторы платного ТВ] толчемся вокруг этих ничтожных процентов изменения роста. Пока не будет серьезного увеличения абонентской платы, роста ARPU не будет ни у кого, он будет на уровне таких [небольших] процентов – где-то просядет, где-то вырастет», — поделился глава «Ориона». При этом причин для кардинального роста стоимости пакетов нет: 85-86% телесмотрения приходится на два бесплатных мультиплекса и сложно заставить абонентов платить больше, если у них есть бесплатная альтернатива, считает Махновский.

Ситуация на Дальнем Востоке

В 2017 году «НТВ-Плюс» арендовал емкости спутника «Экспресс-АТ2» и в апреле услуги оператора стали доступны на Дальнем Востоке. До этого в этом регионе уверенное вещание осуществлял только один DTH-оператор — «Телекарта» (вещательный сервис МТС со спутника ABS-2 с позиции 75° в.д. также затрагивает Дальний Восток, но частично).

«Конкуренция в регионе ощущается», — сказал Кирилл Махновский, отвечая на вопрос, заметно ли присутствие еще одного оператора на востоке страны. Однако он не считает, что новый игрок представляет серьезную угрозу: объем поступлений, в принципе, не сократился. В компании, в преддверии выхода «НТВ-Плюс», предприняли ряд маркетинговых действий, которые себя полностью оправдали. Глава «Ориона» считает, что новые вещатели, которые начинают работу на Дальнем Востоке, «выходят чаще всего с демпинговой историей». В то время как там есть рынок с платежеспособным спросом, пусть и небольшой.

Кирилл Махновский также рассказал, что «Телекарта» на Дальнем Востоке улучшит свое предложение с точки зрения содержания и собирается задействовать дополнительные спутниковые емкости.

______________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий