Хотя вопросы сохранения аналогового вещания не раз обсуждались, сам по себе переход общероссийских каналов в цифру означал ощутимую потерю аудитории для местных аналоговых вещателей. Как ожидалось, однажды настроившись на 20 бесплатных эфирных каналов, люди просто не будут переключаться между цифровым и аналоговым сигналом, предпочитая разнообразие местным новостям. Учитывая агрессивную информационную кампанию РТРС, о которой «Телеспутнику» рассказывали кабельные операторы, многие жители регионов могли в итоге и не узнать о том, что вещание местных каналов в аналоге сохранится. Конечно, никто не запрещал региональщикам и муниципалам идти в интернет, но для этого туда надо перетащить их основную аудиторию, что в большинстве случаев проблематично из-за консерватизма регионов и, скорее всего, невозможно в столь короткие сроки.
Для сохранения аудитории и самих местных каналов в последние годы был принят ряд инициатив, которые помогли одним, но оставили за бортом других.
Региональный мультиплекс
Возможность создания регионального мультиплекса обсуждается, пожалуй, на каждой встрече представителей власти и вещателей. Никаких однозначных ответов до сих пор нет. Основная загвоздка — деньги. В большинстве регионов просто нет достаточного количества хорошо зарабатывающих на рекламе каналов, которые могли бы за счет своей выручки оплатить вещание мультиплекса. По словам генерального директора Национальной ассоциации телерадиовещателей Александра Широких, на одной из встреч заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин оценил вероятность запуска мультиплекса в отдельных муниципалитетах выше, чем вероятность создания регионального. Оператором такого муниципального мультиплекса могло бы стать местное представительство РТРС. «С точки зрения зоны покрытия каналам все-таки нужен не региональный, а муниципальный мультиплекс. Большинству региональных вещателей просто не потянуть мультиплекс, который охватит всю республику или область», — убежден Александр Широких.
Против регионального и муниципального мультиплексов есть довольно много возражений, помимо источников денег на его трансляцию. До недавнего времени разговор о них не начинался из-за того, что не завершен переход в цифру двадцатки федеральных каналов — были опасения «размывания» рекламного рынка еще и за счет регионалов. Кроме того, высказывались сомнения в том, что локальные каналы при своих небольших бюджетах смогут генерировать 24 часа оригинального контента в сутки.
Генеральный директор медиагруппы «Барс» Сергей Кустов считает, что региональные каналы способны работать в режиме неограниченных повторов, например, как «Россия-24», «Известия». «Разговоры о том, что регионалы не могут генерировать 24 часа оригинального контента в сутки, справедливы, но, во-первых, этого не могут делать даже каналы первой тройки, не говоря уже про ТНТ, СТС и прочих, повторяющих один и тот же контент неоднократно. Во-вторых, при современном телесмотрении этого и не требуется. По нашему опыту, один и тот же новостной региональный контент, повторяемый неоднократно, “добирает” аудиторию не хуже показываемого в очередной раз сериала. Если же задавать вопрос, обсуждая финансовую сторону, то это требует расчета. Слишком много разных цифр было представлено. В любом случае, решать, эффективно на той или иной территории цифровое вещание местных телеканалов или нет, должны не чиновники Минкомсвязи, а рынок», — убежден Сергей Кустов. Так или иначе, вопрос с региональным или муниципальным мультиплексом пока остается открытым.
21-я и 22-я кнопки
Многие населенные пункты с многоквартирной застройкой практически полностью охвачены сетями кабельного телевидения. Здесь свою роль в сохранении абонентской базы местных вещателей сыграла так называемая 21-я кнопка — возможность одному (выбранному Госкомиссией) региональному каналу бесплатно занять позицию в кабельных сетях сразу после обязательных общедоступных коллег.
В свое время 21-я кнопка вызвала довольно негативную реакцию самих кабельных операторов, ведь некоторые сети зарабатывали на том, что транслировали местный контент, и были возмущены тем, что им ограничивают свободу выбора партнеров. «На данный момент конкурсы на размещение на 21-й кнопке разыграны в 81 из 85 субъектов Федерации, — рассказывает Александр Широких. — Для каналов, выбранных на 21-ю кнопку, это стало огромным плюсом. В среднем аудитория каждого из них приросла на 15—30%. Конечно, для рынка это оказалось не самой хорошей историей, поскольку каналы, не попавшие на 21-ю позицию, оказались в проигрышном положении. К сожалению, спасти всех невозможно. Но мы по возможности ищем новые меры поддержки. Еще год назад в 22-ю кнопку никто не верил, а 6 июня этого года президент ее подписал».
22-я кнопка — поддержка вещателей уже на муниципальном уровне. В отличие от каналов 21-й кнопки, которым новый статус «протоптал» путь в цифровой мультиплекс, для каналов 22-й кнопки пока закон определяет только бесплатное размещение в кабельных сетях соответствующего муниципалитета. Вполне предсказуемо операторы выступили против этой инициативы, однако они готовы к диалогу. Как говорит Александр Широких, по 22-й кнопке продолжают уточнять нормативную базу. «Совсем недавно мы собирались на совещание с вещателями, операторами, а также представителями Минкомсвязи и Роскомнадзора, обсуждая разногласия по части подачи сигнала канала оператору. Договорились о том, что вещателям будет предоставлена возможность передать оператору сигнал через интернет», — сообщил гендиректор НАТ. Правда, добавляет он, осталась поправка о том, что вещатель может компенсировать реконструкцию сети оператора, если тому потребуется дополнительное оборудование для разведения сигнала на границе муниципалитетов (зон вещания двух разных 22-х кнопок).
Учитывая количество муниципалитетов в стране, конкурс на 22-ю кнопку затянется на несколько лет. За 2020 год удастся в лучшем случае разыграть позицию в городах с населением более 100 тыс. человек. Расписание конкурсов планируется опубликовать в 2019-м. Когда пойдет разговор о конкурсах в городах меньших масштабов, еще неизвестно. Поэтому если у муниципального канала из условного районного центра, рассчитывающего на 22-ю кнопку, нет стратегии выживания без выделенного статуса, он может и не дожить до конкурса в своем муниципалитете.
Врезки в ОТР
Инициативы 21-й и 22-й кнопки распространяются только на кабельные сети, не охватывая спутник и эфир. Поэтому Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания приняла решение об организации с 29 ноября 2019 года врезок региональных вещателей 21-й кнопки в сигнал обязательного общедоступного канала ОТР. Врезки для региональных каналов будут бесплатными, хотя в целом по стране затраты оцениваются в 1,5 млрд рублей в год (эту цифру озвучил на заседании Совета Федерации министр связи и массовых коммуникаций Константин Носков).
Александр Широких призывает к оптимизму: «Спустя 5 лет региональные каналы все-таки попадают в цифру. Конечно, это не полноценный канал, а только 5 часов в сутки. Но это первый шаг», — говорит он.
Добавим, что еще до решения о врезках в ОТР местные новости присутствовали в мультиплексах на «России 1» и «России 24» в виде программ местной ГТРК. Перечисленные меры поддержки нельзя назвать спасением местного телевидения, однако некоторым каналам они действительно открыли путь в будущее. Несмотря на это, с точки зрения аудитории, местного контента в некоторых регионах становится меньше. Возможно, это подтолкнет зрителей уйти в интернет, где пытаются обосноваться локальные вещатели, оказавшиеся за бортом всех инициатив.
Какие каналы закрывались при переходе на цифру?
Точных сведений о том, сколько телеканалов действительно закрылось, нет ни у кого. Каналы, отказывающиеся от эфирных лицензий, иногда продолжают вещание в кабеле, поэтому детальный анализ попросту невозможен. Понятно одно: благодаря собственным действиям вещателей и принятым мерам поддержки проблема не стоит остро. Вероятно, речь идет о нескольких десятках каналов по всей стране.
Как отметил директор департамента по взаимодействию с государственными регулирующими органами и вещателями «МКР Медиа» Роман Климас, в первую очередь закрываются партнеры экс-сетевых каналов, что во многом связано с изменениями на рекламном рынке. «Став общедоступными, бывшие сетевые каналы начали самостоятельно продавать рекламу в регионах через компанию “Регион-Медиа”. Раньше на доходы от рекламы жили их сетевые партнеры, теперь же все средства стекаются в Москву. Сетевому партнеру остался лишь небольшой сегмент местных врезок в аналоговом эфире. Но потребность местного бизнеса в этой рекламе сократилась вместе с падением аудитории аналога из-за перетекания на цифру и в интернет», — пояснил он.
Учитывая, что аналоговое вещание или размещение в сети кабельного оператора стоят денег, экономика партнеров перестала сходиться. Временный запрет на смену концепции вещания на аналоговых частотах только усугубил ситуацию — каналы не смогли быстро переориентироваться.
«На запуск круглосуточного “своего” канала больше повлияли планы властей по второму мультиплексу. Уже тогда становилось понятно, что это так или иначе ставит крест на сетевом партнерстве и необходимо запускать что-то свое. А вот решение по 22-й кнопке сподвигло нас скорректировать планы и возродить второй телеканал, который мы рассматриваем как претендента на 22-ю кнопку», — сообщил генеральный директор медиагруппы «Барс» Сергей Кустов.
_________________________