Что сейчас в целом происходит на российском рынке спутникового ТВ, какие глобальные задачи МТС ставит себе в этом сегменте?
Сейчас, в конце года, можно уже говорить о том, что в каком-то смысле завершающийся 2019 год был переломным для телевизионного рынка в России. Год прошел под знаком перехода на цифровое вещание. Последний этап завершился 14 октября. Сейчас вещатели мультиплексов отстраивают работу региональных вставок. И с начала года это определенным образом давило на зрителя: многие откладывали покупку спутника или подключение к платному ТВ. Нам вопреки общему тренду на рынке на протяжении года удавалось сохранять стабильный прирост базы, но в целом, настроение аудитории было выжидательным.
Что происходит сейчас? Люди получили возможность бесплатно смотреть 20 каналов по всей стране. Но мы в своей работе, и это можно отчетливо пронаблюдать в региональной прессе, столкнулись с тем, что люди разочаровались в этом бесплатном предложении, или у них были завышенные ожидания к нему. Мы видим, что изменилось отношение к платному ТВ: если хочешь качественную картинку и большой выбор каналов – иди к частному оператору. К этому подталкивает и контентное наполнение каналов, и экономическая ситуация. Людям нужно что-то для души, они ищут покоя и удовольствия. И хотят, чтобы телевизор стал тихой гаванью, но с максимально широким выбором предложений.
Благодаря тому, что наш бизнес сопряжен с бизнесом материнской компании, мы смогли предложить абоненту еще больше. В начале года мы вывели на рынок конвергентное решение: мы предложили абонентам спутниковые каналы в высочайшем качестве и безлимитный интернет в едином пакете. И мы угадали: более трети новых подключений сейчас приходятся именно на этот продукт. В некоторых регионах – больше половины. К осени мы его улучшили и усовершенствовали и предлагаем оборудование по исключительно доступной цене. Нам важно, чтобы абонент оставался с нами и стабильно пользовался нашими услугами. И именно это – основная наша цель. А потенциальное повышение ARPU и рост базы – следуют из нее.
Спутниковое ТВ МТС никогда не рассматривало себя в отрыве от других сервисов МТС. Мы – часть большой экосистемы, способной заполнить те ниши, которые не могут быть охвачены с помощью других продуктов и технологий. И обеспечить качественными сервисами тех людей, которым другие сервисы недоступны. Люди остаются с нами. Они стабильно платят, начинают пробовать другие сервисы МТС. И это важно.
Что происходит сейчас? Люди получили возможность бесплатно смотреть 20 каналов по всей стране. Но мы в своей работе, и это можно отчетливо пронаблюдать в региональной прессе, столкнулись с тем, что люди разочаровались в этом бесплатном предложении, или у них были завышенные ожидания к нему. Мы видим, что изменилось отношение к платному ТВ: если хочешь качественную картинку и большой выбор каналов – иди к частному оператору. К этому подталкивает и контентное наполнение каналов, и экономическая ситуация. Людям нужно что-то для души, они ищут покоя и удовольствия. И хотят, чтобы телевизор стал тихой гаванью, но с максимально широким выбором предложений.
Благодаря тому, что наш бизнес сопряжен с бизнесом материнской компании, мы смогли предложить абоненту еще больше. В начале года мы вывели на рынок конвергентное решение: мы предложили абонентам спутниковые каналы в высочайшем качестве и безлимитный интернет в едином пакете. И мы угадали: более трети новых подключений сейчас приходятся именно на этот продукт. В некоторых регионах – больше половины. К осени мы его улучшили и усовершенствовали и предлагаем оборудование по исключительно доступной цене. Нам важно, чтобы абонент оставался с нами и стабильно пользовался нашими услугами. И именно это – основная наша цель. А потенциальное повышение ARPU и рост базы – следуют из нее.
Спутниковое ТВ МТС никогда не рассматривало себя в отрыве от других сервисов МТС. Мы – часть большой экосистемы, способной заполнить те ниши, которые не могут быть охвачены с помощью других продуктов и технологий. И обеспечить качественными сервисами тех людей, которым другие сервисы недоступны. Люди остаются с нами. Они стабильно платят, начинают пробовать другие сервисы МТС. И это важно.
В какие конвергентные пакеты МТС сейчас входит услуга спутникового ТВ? В рамках конвергентного пакета какая доля приходится на абонентов спутниковой связи?
Флагманским предложением сейчас у нас является акция «Вместе – не роскошь!». За 2990 рублей можно приобрести полный комплект спутникового оборудования и сим-карту с интернет-тарифом. Если необходимо, в рамках той же акции можно приобрести мобильные интернет-модемы или WiFi-роутеры тоже с хорошей скидкой. В пакет включен безлимитный интернет на месяц и «Базовый» пакет со 190 ТВ-каналами.
Изначально мы вывели на рынок несколько конвергентных продуктов, в том числе с традиционной мобильной связью - голос плюс ШПД в смартфоне, но лучше всего попали в рынок именно с этим продуктом для дома. Мы будем развивать и другие конвергентные продукты, будем экспериментировать. Потому что видим в этом большой потенциал и для Спутникового ТВ, и для Группы МТС в целом.
Нам очень важно, чтобы стоимость оборудования не была барьером для пользования нашими услугами. Поэтому мы делаем оборудование максимально доступным. Только так можно услугу предлагать на массовом рынке. И стоимость комбинированной услуги абсолютно приемлема. Она разнится в зависимости от региона, но нигде не превышает 1200 рублей в месяц. Минимальная цена – 750 рублей. Обе услуги за такие деньги подключить практически нигде невозможно. Только у нас. И мы это можем себе позволить за счет отличной качественной сети и синергии в рамках компании. Для тех людей, которые живут там, где нет инфраструктуры фиксированной связи мы просто спасение.
И конечно, спутниковые сервисы для МТС ценны, в первую очередь, как точка входа абонента в нашу экосистему и точка роста для предложения других услуг.
Изначально мы вывели на рынок несколько конвергентных продуктов, в том числе с традиционной мобильной связью - голос плюс ШПД в смартфоне, но лучше всего попали в рынок именно с этим продуктом для дома. Мы будем развивать и другие конвергентные продукты, будем экспериментировать. Потому что видим в этом большой потенциал и для Спутникового ТВ, и для Группы МТС в целом.
Нам очень важно, чтобы стоимость оборудования не была барьером для пользования нашими услугами. Поэтому мы делаем оборудование максимально доступным. Только так можно услугу предлагать на массовом рынке. И стоимость комбинированной услуги абсолютно приемлема. Она разнится в зависимости от региона, но нигде не превышает 1200 рублей в месяц. Минимальная цена – 750 рублей. Обе услуги за такие деньги подключить практически нигде невозможно. Только у нас. И мы это можем себе позволить за счет отличной качественной сети и синергии в рамках компании. Для тех людей, которые живут там, где нет инфраструктуры фиксированной связи мы просто спасение.
И конечно, спутниковые сервисы для МТС ценны, в первую очередь, как точка входа абонента в нашу экосистему и точка роста для предложения других услуг.
Есть ли у МТС конвергентные тарифы для B2B рынка, включающие спутниковые сервисы?
Мы работаем над этим. Готового пакетированного предложения пока нет. Но сам по себе В2В рынок обладает той спецификой, что практически под каждого корпоративного клиента создается индивидуальный продукт на специальных условиях. В телекоме это всегда было так. И поэтому для В2В клиентов мы делаем интересные в каждом конкретном случае предложения. Где-то это мобильная связь и спутник, в иных – мобильный интернет. Кому-то нужен корпоративный аплинк, кто-то из клиентов настолько интегрирован с МТС, что пользуется широким перечнем решений: это не только спутник и мобильная связь, это и облачные решения, и наработки в области обработки данных, и собственные каналы и т.д. В этом смысле корпоративный рынок гораздо больше персонализирован, чем массовый. И конвергент на нем более многообразен.
Как давно запущены конвергентные тарифы для B2C, какие пакеты оказались наиболее востребованы?
Первые стандартные конвергентные пакеты мы запустили в конце января этого года. И этот, как нам в начале представлялось, нишевый продукт очень быстро стал флагманом продаж. Поэтому мы его доработали и сделали еще более удобным. Конвергент с домашним мобильным интернетом востребован и в регионах с большой долей сельского населения: по объективным причинам операторских предложений в селе меньше, чем в больших городах, и обычно они там дороже, а мы предлагаем тариф для конкурентного рынка; его подключают и в городах с большой долей частного сектора – Краснодар, Казань, Грозный и др.; и в пригородах больших мегаполисов – Москвы, Петербурга, Новосибирска, Самары. Часто наши же абоненты, привыкшие к качеству наших сервисов, подключают конвергент в загородных домах или на дачах. И вот эти вторые и третьи экраны и локации, как нам представляется, в ближайшие годы будут серьезным драйвером рынка. А с учетом того, что «дачи» есть почти у половины жителей нашей страны, мы с оптимизмом оцениваем перспективы отрасли.
За счет чего на ваш взгляд спутниковое ТВ остается востребованным и интересным абонентам наряду с другими услугами. Не произойдет ли отток абонентов на этом рынке после запуска бесплатных цифровых мультиплексов?
Мы уже увидели, что мультиплексы не в полной мере оправдали ожидания наших сограждан. Объективно, к моменту их подключения, запрос на них перезрел. Люди уже ушли в платное ТВ или на ОТТ-платформы, где они могут выбирать контент, максимально соответствующий их запросам. Мы не ожидаем оттока в связи с запуском мультиплексов. Скорее, наоборот, те, кто на него рассчитывал, но не получил ожидаемого, придет в платное ТВ. Но, понятно, что рост на практически насыщенном рынке, будет относительно небольшим. Спутниковое ТВ останется востребованным в первую очередь за счет широкого перечня доступного контента, интерактивных возможностей и – что касается России – за счет ее географического положения: только спутниковая технология способна в нашей стране обеспечить вещание на всей территории.
При этом чем дальше, тем больше будет происходить слияние технологий: люди будут смотреть контент с помощью той технологии, которая будет удобнее и дешевле всего в конкретный момент в определенном месте. И для ряда территорий, в том числе близких к крупным городам, конкурентов у спутникового телевещания в ближайшее время не найдется. И, собственно, целью развития конвергентов для нас является обеспечение доступа нашего абонента к необходимым ему сервисам наиболее удобным способом в любом месте в режиме 24/7.
При этом чем дальше, тем больше будет происходить слияние технологий: люди будут смотреть контент с помощью той технологии, которая будет удобнее и дешевле всего в конкретный момент в определенном месте. И для ряда территорий, в том числе близких к крупным городам, конкурентов у спутникового телевещания в ближайшее время не найдется. И, собственно, целью развития конвергентов для нас является обеспечение доступа нашего абонента к необходимым ему сервисам наиболее удобным способом в любом месте в режиме 24/7.
Какие новые продукты с использованием спутникового предложения готовит МТС?
Мы будем продолжать развивать конвергентные продукты, будем разрабатывать такие параметры, которые их сделают наиболее привлекательными для абонентов: пробовать разные комбинации пакетов, скоростей, перечня услуг, доступных в рамках единого предложения. Наша задача – в рамках единого продукта экосистемы Группы МТС предложить абоненту такое решение, альтернатив которому по цене, качеству и совокупному набору опций на рынке ни у кого больше не будет. И мы уверены, что сможем разработать и внедрить не один такой продукт.
_________________________