Какие каналы или пакеты доступны жителям Азербайджана бесплатно?
В рамках социальной политики по обеспечению населения национальным контентом местные каналы доступны на спутнике Azersat 1 и в эфирном цифровом вещании DVB-T2. Также в открытом вещании представлено большое количество турецких телеканалов на Turksat 4А. Учитывая это, подавляющее большинство населения — 52,5% — подключено к бесплатному просмотру спутниковых телеканалов. А так как спутники расположены достаточно близко, на одной антенне устанавливается две LNB-головки для приема сигналов с Turksat 4А и Azersat 1. Естественно, такое обилие бесплатного контента негативно влияет на развитие и продвижение услуг кабельных операторов в стране.
Можно ли как-то оценить количество домохозяйств, которые подключены к платным ТВ-операторам?
Коммерческий DVB-T2 и прочие беспроводные операторы имеют суммарную аудиторию в 60 тыс. домохозяйств. К IPTV- и ОТТ-платформам подключено около 26 тыс. домохозяйств. Количество абонентов платного спутникового ТВ зарубежных стран составляет около 40 тыс. Также есть домохозяйства, пользующиеся кардшарингом с платформ «НТВ-Плюс», «Ямал», Hotbird, Intelsat, Astra и прочих.
Где именно развиты кабельные сети?
Кабельные операторы представлены в городах: Баку — 34%, Гянджа — 10%, Мингечевир — 5%, Сумгаит — 20%, Ширван — 2%. Работают они только в многоэтажных домах.
В частном секторе кабельные операторы не представлены?
Нет. Тянуть кабели по частному сектору все-таки дороже. И здесь определенную роль играет восточный менталитет добропорядочного соседа. Соседи не согласны, чтобы по их территории или вдоль забора проходил кабель. То есть даже если в конце улицы дома хотят, но в середине — против, никакого кабеля не будет.
Беспроводные операторы частный сектор не осваивают?
У нас уже третий год работает коммерческий DVB-T2, правда, представлен он в основном на Апшероне. В региональных крупных городах запускается свой коммерческий DVB-T2. Строить параллельные сети нет смысла.
Есть ли у вас крупные операторы? И в какой степени они влияют на рынок?
У нас нет единого большого оператора платного телевидения. Крупный «Азтелеком» — аналог российского «Ростелекома» — сейчас не оказывает видеоуслуг. Но они планируют начать это делать уже с конца 2019 года. Для нас, пожалуй, это будет прецедентом, потому что их масштаб — вся страна. Параллельно подобные услуги запускает Бакинская телефонная сеть — аналог российской МГТС, сейчас у них идет модернизация сетей. Запуски этих операторов — самые ожидаемые события на рынке.
Каких изменений вы ожидаете на рынке после прихода этих игроков?
Это крупные государственные организации. Наверное, будет лоббирование их интересов, частникам придется труднее.
Несколько лет назад вводилась единая цена на базовый пакет телевидения. С какой целью? Сохранилась ли эта практика сейчас?
Данный процесс имел место, так как в связи с девальвационными процессами операторы решили поднимать цены на свои услуги. По просьбе регулятора рынка и ассоциации кабельного ТВ процесс временно был приостановлен — было решено установить ограничение по максимальному тарифу на базовый пакет. Однако тариф регулирует и сам рынок, если можно так выразиться. Невозможно поднимать цены на услуги, так как появилось очень много пиратских сервисов, которые сильно демпингуют.
Какое место в пакете услуг кабельщиков занимает интернет?
Общее количество подключенных к высокоскоростному интернету домов растет. На сегодняшний день около 10% домохозяйств имеют доступ к оптическому интернету — предоставляется неограниченный трафик со средней скоростью 20 Мбит/сек, остальное население пользуется технологией ADSL со средней скоростью 2 Мбит/сек. Со стороны кабельных операторов и интернет-провайдеров заметна большая заинтересованность в развитии данного направления. Это также влияет на переход телесмотрения на ОТТ- и IPTV-платформы. Ожидается рост IPTV- и ОТТ-телесмотрения за счет упомянутого выше введения в 2020 году сервисов со стороны бакинской и республиканской телефонных ведомственных организаций. Также к концу года будут презентованы мобильные приложения со стороны операторов — обеспечено максимальное покрытие 3G, а в Баку во многих местах уже 4G. Это точно обеспечит большой скачок в базе ОТТ-телезрителей. Пока достаточная для предоставления OTT-услуг скорость — 4 Мбит/с — доступна меньшей части населения. Согласно статистическим данным, смарт ТВ есть в домах у 24% населения, но какая доля из них подключена к интернету, неизвестно.
Транслируются ли в сетях платного телевидения российские каналы?
В Азербайджане проживает около 18,5% русскоязычного населения, и это сильно влияет на распространение русскоязычных пакетов. Со стороны населения заметен высокий спрос на русскоязычные каналы в сетях КТВ, при этом рейтинги и контентные предпочтения не отличаются от средних данных по другим странам СНГ. Большинство операторов — порядка 80% — не имеют договоров на дистрибуцию русскоязычных телеканалов. Слабая законодательная база по защите авторских прав не может удовлетворять претензии российских телеканалов, и это создает хорошие условия для развития пиратства со стороны операторов.
Развивается ли местное тематическое телевидение?
К сожалению, небольшой рекламный рынок не оставляет возможности развития тематических проектов. Все представленные на сегодняшний день каналы дотируются со стороны учредителей и пока еще не вышли на самообеспечение. Представленные форматы: спортивный, музыкальный, сериальный, информационный, детский.
Как вы оцениваете перспективы кабельного ТВ в обозримом будущем?
Наше население особо не отличается от соседних стран, оно ориентировано на просмотр каналов, и так далее. Огромный минус — это, конечно, то, что русскоязычное население небольшое, и оно не растет. Это ограничивает рост. В основном население тюркоязычное — азербайджанский и турецкий языки очень похожи, поэтому в основном население смотрит турецкие каналы.
За счет турецких каналов платное ТВ не развивается?
Нет. На турецком спутнике представлено более 200 каналов, и этот спутник очень хорошо покрывает нашу территорию. Это обилие каналов в открытом доступе полностью удовлетворяет спрос на те же кино и сериалы. Разве что из-за разницы во времени у нас прайм-тайм получается сдвинут на 1 час. Так что за отдельные деньги никто не подключится к платным пакетам. Не только операторы, но и национальные местные каналы не могут развиваться, потому что им тяжело конкурировать с турецкими коллегами с большими бюджетами, лучшими декорациями и сценариями.
Есть ли сложности с дубляжом закупаемого контента на национальном языке?
Все медиахолдинги имеют дубляжные студии. Но проблема дублирования — это опять-таки низкие гонорары и оптимизация расходов.
Какие еще иностранные каналы, помимо российских, пользуются спросом?
В основном это турецкие телеканалы, представленные в открытом доступе FTA. В HoReCa востребованы арабские, китайские и индийские телеканалы, а также зарубежные музыкальные телеканалы.
Как население относится к каналам высокой четкости? Есть ли к ним какой-то интерес?
Конечно, спрос на HD есть! Шесть национальных телеканалов вещают в HD, но пока только в DVB-T2, покрывающем Апшеронский полуостров. В сетях кабельных операторов представлено около 20 HD-каналов.
Какие OTT-сервисы активнее всего используются: местные, российские или западные?
В основном зарубежные — русскоязычные и тюркоязычные платформы, в зависимости от предпочтений абонентов. Кстати, в этом сегменте также много пиратов. Но надо отметить, OTT пока не так активно развивается — проникновение пока небольшое. Для таких сервисов нужна хорошая скорость, и она постепенно растет. Вместе с ней растет и культура телесмотрения в интернете. Люди переходят на него, поскольку там много удобных фишек — можно остановить трансляцию, перемотать, посмотреть передачу из архива или фильм по запросу. Классические кабельные операторы такого не предлагают.
Развито ли у вас местное спутниковое телевидение?
Несмотря на наличие своих двух спутников, в стране нет DTH-оператора. Связано это с небольшими масштабами рынка. Русскоязычные каналы доступны у серых дистрибьюторов «Триколора» и «Телекарты». Какой смысл переподнимать эти каналы на своей платформе? Это просто лишние накладные расходы. Турецкие DTH-операторы Digiturk и DSmart смогли выйти на базу только в 600 абонентов, так как на рынке очень много кардшаринговых предложений. Прочие иностранные DTH — не более 100 подключений, в основном это отели и зарубежные специалисты, работающие в стране.
Не пытался ли регулятор вводить ограничения на ввоз серых спутниковых комплектов по примеру других стран?
Нет. Это же спутник, как его ограничить? Тем более спутник в открытом виде. У нас пытаются два или три года принять какие-то законы, чтобы ограничить массовый поток. Но по одному-двум ресиверам челноки ведь все равно провозят. А у нас в день десяток рейсов из Турции только на самолете. Так что эффективность сомнительна.
При таких условиях есть ли у вас, куда расти рынку платного телевидения?
Куда расти есть, но проблема с тем, что очень много пиратства и серых сервисов, оказывающих услуги, не получая лицензию. К сожалению, с этим бороться очень тяжело, поскольку нет исполнительных органов, которые бы защищали закон. Насколько я знаю, некоторые российские каналы до сих пор судятся с такими сервисами и длится это годами. Регулятор может влиять на тех операторов, у кого лицензия есть. На них можно давить, ограничивать. А что он будет делать с остальными? Считается, что это проблема канала и оператора, поскольку заключение договора — их частная инициатива, регулятор в это не вмешивается. Есть нарушение закона — обращайтесь в суд или в общества защиты авторских прав. Но вот какое решение примет суд, как потом будет это решение исполнено? До сих пор ни одного дела до конца не доведено.
Юридические организации, защищающие интересы игроков отрасли, у вас не развиваются?
Для этого должна быть какая-то правовая база. А у нас нет инструментов давления. У нас и некоторые операторы с лицензией находят способ нарушить правила. К примеру, у многих есть инфоканалы, которые вместо технической информации позволяют абонентам смотреть фильмы и сериалы. К нам в ассоциацию уже несколько раз обращались местные дистрибьюторы и кинопрокатчики с жалобами на то, что их контент появился на инфоканале такого-то оператора. Но мы как ассоциация тоже ничего не можем сделать — только подавать на них в суд.
А ваша ассоциация участвует в решении подобных вопросов?
Текст ответа Основная цель создания ассоциации как раз и была в предоставлении юридических и технических консультаций, участии в разных рабочих группах, которые обеспечивают доработку законодательной базы. Мелкие операторы не могут это решать на своем уровне, необходимо объединяться. Вопросов у нас много — по дистрибуции, по очистке прав… К сожалению, активная работа продлилась недолго. Инициативу в основном поддержали крупные операторы. Но через несколько лет работы некоторые из них перешли на сторону пиратов: «Если коллеги по рынку не платят, почему должен платить я?». И снова пошла волна нарушений. Сейчас ассоциация фактически находится в режиме ожидания и активно на рынке не работает.