Два года назад вы говорили, что «у чисто кулинарного контента роста нет», поэтому вы намерены придумывать различные концепции в направлении развлекательного контента. Удалось ли вам реализовать идеи?
Да, мы полностью перезапустили телеканал, ввели десять новых проектов, тем самым изменив всю сетку вещания и став более развлекательным. Из прежнего «Телекафе» оставили только ночное вещание о кулинарных путешествиях. На мой взгляд, этот жанр никогда себя не исчерпает, потому что кухня различных стран привлекает всегда, но не каждый может позволить себе поехать за границу, чтобы поесть, к примеру, потрясающие десерты в Швейцарии. Но исполнить мечту можно, заглянув в наше «Телекафе». В развлекательном жанре разработаны практически все наши программы. Я веду «Ночной дожор», в котором разрушаю миф о том, что после 18.00 есть вредно. Скажу, исходя из собственной практики: ем после шести вечера и прекрасно себя чувствую. Эта программа о том, как получать удовольствие от жизни, от еды. Убежден, когда ограничиваешь себя различными диетами, лишаешься части жизни. «Ночной дожор» показывает, как и что можно приготовить и съесть на ночь глядя. И как скоротать вечер вкусно и весело. Мы запустили развлекательно-кулинарную передачу «Блин. Ком». Ее ведет блондинка, готовить она не умеет, зато умело кокетничает с поварами, которые под влиянием ее очарования раскрывают секреты своей кухни, причем делают это интересно и познавательно. И главное, все происходит в быстром развлекательном формате. Мы понимаем, что сегодня зритель не готов смотреть мастер-класс по 20—30 минут, чтобы увидеть в финале приготовленное блюдо, поэтому продолжительность наших рубрик — 5—10 минут. В «Телекафе» теперь готовят известные актеры сериала «Кухня». На нашей кухне Филипп Бледный предстает брутальным мужчиной с бицепсами, он запросто поджигает мясо утюгом и готовит по простым мужским рецептам. Павел Рассомахин выступает в роли безумного профессора, который экспериментирует с едой. О том, как калорийное блюдо превратить в легкое, но не менее вкусное, рассказывает ведущая передачи «Минимум калорий» Татьяна Рыбакова. Она похудела на десятки килограммов, поэтому телезритель из первых уст слышит все секреты похудения. Появились дачные рецепты от «Дачных фей», которые пришли к нам с телеканала «Бобер».
Самыми преданными поклонниками развлекательного контента остаются дети. Открылось ли «Телекафе» для них?
Раньше у нас не было детских программ. Соглашусь, дети — очень ответственные телезрители, они подолгу смотрят телевизор. Поэтому кроме множества мультфильмов мы запустили новый проект для детей «Каша-малаша», в нем ведущий дядя Саша советует, как приготовить блюда, которые понравятся даже самым маленьким привередам. С февраля детский формат тоже перезапущен. Мы взяли новый успешный проект телеканалов «О!» и «Карусель» и сформировали детский блок из передач «Завтрак на ура!», «Еда на ура!» и «Каша-малаша». В сетке он выходит утром, днем и вечером, чтобы родителям и детям было, что посмотреть в обновленном формате в течение всего дня.
Стало быть, вы придерживаетесь стратегии, предусматривающей развлекательный контент?
Пока да. Самое главное — быть последовательным. Это как ухаживать за девушкой: если сразу не получилось, это не значит, что ты на ней не женишься. Вполне возможно, что долгое ухаживание, обхаживание, доказательство твоей компетенции приведут к нужному результату. Но, конечно, это не значит, что во имя стратегии мы будем биться о стену, если она окажется непреодолимой. Начнем действовать по ситуации, если потребуется, поменяем что-то, но пока остаемся развлекательным каналом с кулинарным акцентом, как я говорил в 2018 году.
Как перезапуск телеканала отразился на составе целевой аудитории?
Наша аудитория качественно изменилась. Ушла аудитория 55+. Сегодня нас смотрят телезрители от 18 до 45 лет, даже, может, от 25 до 34 лет, в том числе родители с детьми. То есть у обновленного «Телекафе» появилась более молодая аудитория, и она моложе, чем у других кулинарных каналов. Привлечь ее позволил детский блок, фильмовый контент, например сериал «Кухня». Он потрясающе снят, всегда собирает свою аудиторию, несмотря на уже знакомый сюжет, потому что каждый раз вызывает всплеск добрых и веселых эмоций. С развлекательными каналами конкурировать очень сложно, потому что есть множество комедийных шоу, которые с удовольствием смотрят молодые зрители, чтобы посмеяться, весело отдохнуть. Мы решили привлечь потенциальных зрителей возможностью посмеяться и вкусно поесть. Такую долю аудитории нужно наращивать.
Чтобы стать доступнее, один из телеканалов разместил передачи на платформе «Яндекс.Эфир», но их просмотр связал с просмотром короткого рекламного видеоролика. Зритель, посмотрев его, получает доступ к передаче. Телеканал таким образом зарабатывает на рекламе небольшие деньги, зато привлекает зрителя. Вы рассматриваете такие возможности?
Сейчас и в «Яндексе» есть доступ к части нашего контента. Чуть больше можно найти на нашем портале bober.ru. Но как бы то ни было, мы — телеканал, и все самое новое и актуальное мы первым делом показываем нашим зрителям в эфире.
По данным Mediascope, совокупная доля федеральных каналов огромна, но по итогам 2018 года она на чуточку уменьшилась, а небольшая доля тематических телеканалов на чуточку увеличилась. С чем это связано?
Возрастная целевая аудитория уходит по известным причинам. У более молодой аудитории свои предпочтения, она выбирает программы по своему интересу. А федеральные телеканалы остаются во внимании зрителя, потому что предоставляют событийную информацию, которой нет на кабельном телевидении. На мой взгляд, для ленивых зрителей, которые хотят получать что-то, кроме новостей, есть федеральные каналы, а для менее ленивых, которые стараются найти нужную информацию по нужному направлению, есть кабельное телевидение. Для активных пользователей интернета и тех, кто желает отыскать именно то, что им интересно, есть медиаплатформы, которые предоставляют потребителю контент за определенную плату.
На ваш взгляд, данные Mediascope станут тенденцией?
Нет, я так не думаю. Возможно, доля федеральных каналов еще немного сократится, но в итоге наступит статус-кво, когда у федеральных телеканалов, кабельного телевидения и видеоплатформ будет своя аудитория. Далее, скорее всего, произойдет дробление аудитории по интересам. То есть зритель будет решать, что он посмотрит на одном канале, а что — на другом.
Вопрос к вам как к эксперту: имеет ли смысл открывать сейчас телеканал?
Если есть интересные идеи по созданию контента, конечно, нужно их реализовывать. Здесь главное заинтересовать и даже удивить операторов, которые этот контент будут продавать. Для меня стал неожиданным уникальный результат канала «Победа», я очень рад за коллег. А ведь еще недавно был уверен, что зрительский интерес к этому каналу ослабнет. Так что какие-либо прогнозы вряд ли стоит давать: все непредсказуемо.
Чем новым заинтересует потребителя «Телекафе»?
Мы сейчас заканчиваем обсуждение концепций новых интересных проектов. Будут новые лица, обязательно популярные. Мы уже привлекали медийных персон: Алексей Кортнев и Александр Демидов читали в «Ночном дожоре» известные сказки на свой лад. Так что непременно ждите новинки в «Телекафе»!