В работе круглого стола приняли участие руководители крупнейших телекоммуникационных компаний, таких как “Ренова-Медиа”, “Мультирегион“, “Комкор-ТВ”, “НТВ-Плюс”, “Космос-ТВ”, “Эр-Телеком”, представители государственных органов – Роспечать, РТРС, ВГТРК, НАТ, а также региональной Ассоциации – “Уральские телевизионные сети” (г. Екатеринбург) и член АКТР , компания «ЦТС» (г. Ростов-на-Дону).
Участники круглого стола обсудили вопросы выработки общей позиции государства и бизнеса при переходе к цифровому вещанию и сопряженным с этим переходом процессы.
В итоговом документе участники заявили о поддержке создания ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015 гг.)» и о готовности содействовать работе по ее осуществлению. Однако было отмечено, что для успеха ФЦП государство должно учитывать интересы бизнеса и привлечь к решению этой задачи все секторы экономики.
Учитывая процитированные в прессе слова Д. Медведева о “согласовании Концепции ФЦП на 95%”, участники заметили, что оставшиеся 5% могут быть самыми сложными, поэтому изложили некоторые системные недочеты Концепции.
▪ Не определена до конца нормативно-правовая основа для совершенствования рыночных механизмов развития отрасли, в связи с переходом вещателей на «цифру». Разрабатываемые в настоящее время, практически, без учета мнения профессионального сообщества, нормативные документы, такие как “Правила присоединения” и “Правила оказания услуг телерадиовещания”, содержат большое количество противоречивых и устаревших требований, которые в случае выполнения будут лишь сдерживать развитие отрасли.
По словам Президента АКТР Припачкина Ю.И.: “Переход на цифру, как всякий технологический прорыв требует юридического изменения системы отношений в цепочке «правообладатель – телевизионная компания – вещатель (распространитель) – оператор связи – потребитель (абонент)». Все кабельные каналы закупают права на бесплатный эфирный показ. При переходе на цифру они должны будут платить, и пользоваться другой, отсутствующей ныне, нормативной базой, и при этом не надо забывать о вступлением России в ВТО”. Сегодня нужны новые технологически нейтральные правовые документы, согласованные с современным российским и международным законодательством.
▪ Внедрение цифрового вещания без разработки единого частотного плана невозможно. Необходимо четкое понимание того, сколько частот, для какого вещания и где выделяется.
Как отметил Вице-Президент НАТ, Заместитель Генерального директора ФГУП “ВГТРК” Малинин А.В.: “Вызывает определенное недоумение и опасение, что идет выдача частот для целей цифрового телерадиовещания из частотного плана, которого не существует. Хаотично выдавая частоты, мы блокируем развитие эфирного телерадиовещания на будущее”.
▪ Кроме этого, необходимо понимание того, по каким критериям, каналы попадут в обязательный для распространения всеми операторами «социальный пакет». Сколько в итоге будет этих каналов? В этот пакет должны войти каналы, производство и распространение которых финансируется из федерального (местного) бюджета. «Социальный пакет» не должен быть большим, чтобы не разрушить экономику кабельных компаний.
▪ Становится необходимостью создание государственной сети распространения сигналов цифрового телевидения. Сеть должна стать основой реализации государственной политики в области формирования информационного пространства. Создание такой сети наиболее эффективно должно осуществляться при непосредственном участии государства.
В своем выступлении Вице-Президент АКТР Лазуткин В.В. отметил: “Сегодня в России разрыв в доступе населения к телевидению колоссальный. И главный вопрос заключается в следующем: решит ли переход на цифровое вещание проблему ликвидации информационного неравенства или усугубит ее? Середины быть не может”. Задача обеспечения равных возможностей доступа к основным информационным ресурсам может быть решена только за счет бюджетных средств.
▪ Распространение цифровых приставок должно осуществляться на основе рыночных механизмов с обеспечением социально незащищенных слоев населения приставками с минимально необходимой функциональностью. Массовое бесплатное распространение цифровых приставок -- недальновидное решение. Оно исказит развитие рыночных процессов, затормозит реальный прогресс в отрасли, связанный с производством и приходом в российские семьи полноценных цифровых телевизоров. По словам члена Правления АКТР, Президента Ассоциации «Уральские телевизионные сети» Дудорова А.А.: « Есть два стандарта распространение сигнала – в эфире DVB-T, в кабельных сетях – DVB-C. Существует опасение, что декодеры, которые будут раздаваться населению, будут рассчитаны на прием только эфирных программ. Соответственно через кабельные сети принимать телевизионные программы эти декодеры уже не смогут. В итоге 70% населения, получив эти декодеры, не смогут их реально использовать для приема цифрового ТВ».
В России в сфере платного телевидения (кабельного, спутникового, беспроводного) сформировались мощные финансово-технологические структуры, с активным привлечением которых можно решить задачу перехода на цифровое вещание быстрее, лучше и проще. От государства требуется только одно – не мешать развитию бизнеса и четко сформулировать социальные задачи.
Участники Круглого стола надеются, что их профессиональное мнение, будет услышано разработчиками ФЦП “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015 гг.)”, и процесс “цифровизации” страны пойдет на основе рыночных механизмов, в условиях честной конкуренции при регулирующей деятельности государства.
Информационно-аналитический центр АКТР
14 июня 2019 в 10:56
10 апреля 2007 года в Медиа-центре газеты «Известия» Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР) провела Круглый стол «Перспективы кабельного цифрового телевидения в России».
Подписка на рассылку
Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий