Интерес к теме ОТТ (Over The Top) имеет волнообразный характер. Он то ослабевает от понимания, что заработать на рынке услуг ОТТ очень тяжело, то вдруг разгорается с новой силой, когда на рынке появляется новый игрок, или, когда один из существующих предлагает новый взгляд на продвижение ОТТ-услуг. Узнать, какова же сейчас ситуация в России и в мире, собрались представители десятков организаций из различных сфер деятельности. Эта тема волнует сейчас не только операторов телевидения и контент-провайдеров, но также и операторов ШПД, провайдеров услуг интернет и сервис-провайдеров. На конференции выступали более двадцати докладчиков от самых влиятельных компаний интернет-бизнеса в России.
Первым делом докладчики рассмотрели, что же собственно представляет из себя ОТТ. Все эксперты рынка ОТТ сошлись во мнении, что хоть услуга ОТТ изначально позиционировалась как передача видео поверх сети оператора, сейчас уже имеет более широкое представление. Легко понять, что к рынку ОТТ можно отнести и скачивание музыки, и прослушивание потокового аудио, например, интернет радиостанции. Однако эксперты расширяют понятие ОТТ еще дальше добавляя к этому понятию и IP-телефонию и передачу сообщений и вообще представление всего как сервис (XaaS). Мы постараемся более подробно осветить тему захвата дополнительных ниш, услугой ОТТ в одном из ближайших печатных номеров «Теле-Спутника».
Что же касается общемирового положения дел в ОТТ, то генеральный директор «TMT Консалтинг» Константин Анкилов подчеркивает, что в мире все еще наблюдается некоторая перегретость рынка. Многие игроки продолжают строить свои сервисы на основе технологии ОТТ, чтобы не упустить рынок. Главной тенденцией в мире является предоставление услуг через «любые устройства». При этом рынок продолжает расти. Положительным моментом Анкилов считает постепенный переход получения доходов от рекламной модели к доходам от платежей пользователей.
Его дополняет Александр Сморгонский, директор Департамента развития бизнеса ОАО МТТ. По его мнению, помимо линейного развития видео и телефонию, рынок ОТТ движется в сторону «смарт-коммуникаций». Так же Александр Сморгонский осветил интересный вопрос, вызвавший большую дискуссию: «за или против рынка ОТТ операторы связи». Подробнее об этом мы так же постараемся рассказать со страниц журнала «Теле-Спутник». Руководитель по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти ПАО МегаФон, Никита Данилов, рассказал про актуальные проблемы регулирования современных медиа-сервисов. Один из ключевых вопросов: необходимо ли считать сеть передачи данных — средой вещания. По его мнению, если признать сеть передачи данных средой вещания, то выиграют производители контента, так как не будет вопросов можно или нет передавать их контент через сеть, выиграют абоненты, которые смогут получать весь контент без ограничений, и выиграет государство — будут решены вопросы регулирования и получения налогов. Однако не раскрытым остался вопрос, а как будут себя чувствовать небольшие провайдеры интернет услуг, которые будут обязаны предоставлять абонентам обязательные эфирные каналы. Особенно этот вопрос будет актуальным при введении «закона Яровой». Ирина Левова, как представитель института исследований Интернета, задалась более глобальным вопросом — а нужно ли вообще специальное регулирование ОТТ? Она считает, слишком много сервисов стало попадать под определение ОТТ, так что разумное регулирование такого набора разношерстных сервисов просто невозможно.
Александр Герасимов, директор департамента ИТ, облачных услуг и ПО в J’son & Partners Consulting, добавил свое мнение к вопросам регулирования. Основываясь на своем видении рынка, Александр Герасмов полагает что крупные операторы предпринимают попытки «зарегулировать» рынок ОТТ в соответствии со своим видением и пониманием ситуации. Он уверен: для того, чтобы избежать «несправедливых» условий, в качестве регулятора должно выступать только государство.
Арсений Щельцин, директор по проектной деятельности Института развития интернета (ИРИ), рассказал какое место в списке ОТТ услуг занимают мессенджеры. Он привел статистику, что использование мессенджеров для выполнения служебных задач на 30% повышает эффективность работы сотрудников. Осознав эти результаты, российские чиновники «протестуют» против запрета использовать мессенджеры из-за их небезопасности и неконтролируемости. К мнению чиновников государство прислушивается всегда, поэтому для российских чиновников будет создан свой собственный «чиновничий» мессенджер, которым они смогут пользоваться для общения между собой. Сейчас происходит выбор одного из 13 отобранных мессенджеров на эту роль.
Александр Блинов посвятил свою презентацию вопросам выживания телекома в эпоху UBER-изации. Вопросы конкуренции «большого» и «малого» телекома актуальны уже сейчас. «Большой» телеком должен измениться, чтобы соответствовать потребностям рынка. Если он этого не сделает, то рискует превратиться просто в строительную организацию. Татьяна Ледовская рассказала нам, что сейчас, когда Интернет перестал быть уделом технарей и превратился в услугу для домохозяек, нельзя ориентироваться только на цифры. Просто ширина канала и его скорость — уже недостаточный показатель. Современный абонент оценивает «ментальное качество» — то есть некоторое эмоциональное восприятие услуги. Современному абоненту важно не сколько у него мегабит, а как хорошо работает сервис.
Ольга Ланеева (ПАО МТС) рассказала о дополнительном сервисе ОТТ, массовое появление которого ожидается в 2017 году. А именно о повсеместном распространении Wi-Fi Сalling и его влиянии на рынок телекома. Что же касается «исконного» понимания ОТТ, то интересным был доклад SPB TV. По мнению представителей компании, абоненты все еще заинтересованы в персональных рекомендация, и 14% из них даже готовы платить за такой сервис. При этом существенным моментом является то, что удовлетворенность «умными» телевизорами продолжает расти и все меньше и меньше абонентов заинтересованы в покупки отдельных приставок. Схожим образом ведет себя и тенденция просмотра видео на мобильных устройствах. Сейчас многие, даже находясь дома, в непосредственной близости от «большого экрана», продолжают пользоваться гаджетами для просмотра видео.
В заключение обзора хочется добавить еще несколько мыслей, вынесенных из живого обсуждения. В первую очередь все аналитики сходятся на мысли, что меняется не только рынок телевидения, но и рынок всего телекома. Рынок перестает быть глобальным и все сильнее движется в сторону персонализации. Это видно не только в сегменте B2C, но и в сегменте B2B. Многие организации уже перенесли или переносят свою инфраструктуру в облака. При этом в облака переносятся не только понятная почта и сервера, но и телефония. Рынок бурлит, но некоторые технологии пока не могут принести рынку существенное продвижение. Так аналитики отмечали множество телевизоров, заявленных с поддержкой технологии 4К, но фактически «честное» 4К большинство из них воспроизвести неспособны. Так что существующее поколение технологий может быть лишь маркетинговым ходом, заставляющим производителей контента и операторов телевещания развивать свои сети. Да и тенденция перехода телесмотрения к маленьким экранам мобильных устройств никак не способствует развитию этой технологии.
Конференция была интересной и многих заставила задуматься и взглянуть на свой бизнес по-новому. Выражаем огромную благодарность организаторам и докладчикам, представившим столь интересную информацию.