Популярный эгоист
История SHOT TV началась в 2010 году, когда медиаменеджер Владимир Ананич принял решение о создании телеканала короткометражного кино, который получил название «Эгоист ТВ». Перед каналом стояла задача заполнить нишу короткометражного и взрослого кино при условии распространения по закрытой подписке. «Эгоист ТВ» не был предназначен для семейного просмотра, так как большую часть контента канала составляло остросюжетное, провокационное и экспериментальное кино.
В 2012 году режиссер Иван Твердовский снял короткометражный фильм «Снег» — первый собственный проект «Эгоист ТВ». Телеканал активно развивался и распространялся в сетях все большего количества операторов платного ТВ. А в 2014-м вышел на международный уровень, начав вещание в Беларуси и других странах СНГ — рынки, которые и по сей день остаются важными для канала.
В 2018 году «Эгоист ТВ» провел первую прямую трансляцию IV Фестиваля авторского короткометражного кино «Микрофест», в котором принимали участие ученики Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. В результате канал был награжден за вклад в развитие кинофестиваля.
Основатель телеканала SHOT TV Владимир Ананич:
«”Эгоист ТВ” появился на российском ТВ-рынке, потому что такого формата еще не было. Мы заняли эту нишу. Кроме того, телесмотрение стало возможно не только на телевизоре, но и на различных гаджетах, а смотрение на смартфоне предполагает, что человек тратит на это меньше времени».
Со временем формат короткометражек развивался и приобретал все большую популярность. Сегодня это полноценный жанр, переставший быть экспериментальным. Естественно, что аудитория телеканала начала расти. Контент стал более разнообразным, и название «Эгоист ТВ» перестало в полной мере отражать наполнение телеканала. Было принято решение о ребрендинге, который помог еще больше расширить зрительскую аудиторию. В результате в 2018 году канал поменял эфирное оформление и название на SHOT TV, которое гораздо лучше характеризует его контент.
С 2019-го канал расширяет рамки формата, кроме короткометражных фильмов на нем появляются и короткие сериалы, которые органично вписываются в обновленную концепцию.
Константин Сотсков, главный редактор SHOT TV:
С 2020 года главным редактором телеканала стал Константин Сотсков, имеющий большой опыт, связанный с запуском и ребрендингом ТВ-проектов. В частности, он участвовал в запуске телеканала «Пятница!», работал креативным продюсером Пятого канала, разрабатывал необычные промо-кампании для «СТС Love» и запускал новые проекты в МИЦ «Известия».
Являясь поклонником короткометражного кино, Константин Сотсков с энтузиазмом принял предложение возглавить редакцию SHOT TV. Более того, чтобы лучше понимать этот рынок не только со стороны распространения, но и со стороны создания контента, он решил получить актерское образование, для чего поступил в Театральный институт имени Бориса Щукина.
Только эксклюзивы
SHOT TV развивается, ориентируясь на передовые тенденции современного потребления контента, все больше уходящие в сторону короткого формата. Девиз канала: «Жизнь слишком коротка, чтобы смотреть длинное кино». В первую очередь его контент должен быть удобен для просмотра и в эфире, и на интернет-платформах. У зрителей должна быть возможность посмотреть полноценный классный фильм за 7–15 минут на любом устройстве.
Принципиальной позицией редакции является выбор эксклюзивного контента. Это касается как короткометражных фильмов, так и сериалов. Реализация такого подхода требует значительных усилий. При покупке фестивального и социального кино на канале в первую очередь исходят не из тех критериев, которыми фильм оценивает жюри: кино на SHOT TV должно быть ярким, сюжетным, захватывающим. За одиннадцать лет на рынке SHOT TV наработал связи и имеет контракты со всеми контент-маркетами мира, менеджеры канала ведут прямые переговоры с производителями, выбирают лучшее, по некоторым контрактам у SHOT TV эксклюзивные договоры на показ в России. И эта работа приносит свои плоды. В эфире канала регулярно появляются номинанты и лауреаты крупнейших кинопремий: «Оскара», Каннского фестиваля, Clermont-Ferrand, Palm Springs International Shortfest, Sundance, Off-Courts (Франция), London Shorts, Glasgow Shorts, Encounters (Великобритания), Flickerfest (Австралия), Микрофест, KONIK, SCHNIT и других. Телеканал закупает и продает короткое кино на рынке, а его клиентами являются большие платформы, такие как Okko, Wink, и другие.
Эфир SHOT TV строится на тематических блоках короткого контента: после нескольких коротких комедий идут драмы, затем — так называемые черные комедии (на канале очень много черного юмора), потом — выпуски стендапа. Редакция обязательно делает тематические подборки и проводит праздничные эфиры, например, к Новому году, Дню матери, Дню святого Валентина, Дню полиции и другим заметным датам.
На SHOT TV есть и контент собственного производства, предназначенный для более комфортного просмотра и решающий задачу информирования. Например, это могут быть интервью с актерами и режиссерами, писателями, дипломатами, а также спецпроекты в связи с запуском наиболее значимых фильмов и сериалов. Так, в 2020 году на канале эксклюзивно для России шел сериал «Невидимые герои», действие которого происходит во время событий военного переворота в Чили в 1973 году, когда к власти при поддержке ЦРУ пришел диктатор Аугусто Пиночет. Представителям телеканала удалось взять интервью у дипломата Тапани Бразеруса, который тогда находился в эпицентре событий в Чили. Также специально для телеканала материал про события, показанные в сериале, подготовил известный поэт и публицист Дмитрий Быков.
Еще один пример подготовки собственного контента — сотрудничество со стендап-комиком Антоном Борисовым. Он провел эксклюзивную съемку концерта «Мы в дивном новом мире 1984» на новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, в котором в авторской манере прокомментировал основные темы, затрагивающие современное кино. Такие проекты с участием знаменитостей помогают привлечь дополнительное внимание к контенту канала.
Согласно Mediascope, аудитория канала преимущественно мужская. Мужчины, как известно, любят зрелищность и историю. В конце 2021 года канал начал показ еще одного эксклюзивного сериала — «Уго Чавес. Команданте» производства Sony о приходе к власти венесуэльского лидера. Сериал был запрещен в нескольких странах Южной Америки, что привлекло к нему еще больше внимания. Сочетание латиноамериканского колорита и эффектных съемок, а также неоднозначность самой фигуры Чавеса дали возможность зрителю не только развлечься, но и поводы для размышлений.
Константин Сотсков:
«Эксклюзивные сериалы, которые мы ставим в эфир, нельзя назвать коротким метром. Тем не менее, мы всегда органично вписываем их в сетку канала, предваряя и дополняя соответствующим контентом из нашей библиотеки. Это всегда подготовка зрителя к просмотру и плавный тематический выход из него. Мы стараемся делать так, чтобы сериалы и фильмы образовывали эфирную канву, которая удерживает внимание зрителя».Еще одна фишка канала — это его сайт, на котором собрана база из более двух тысяч материалов про лучшие короткометражки: описания, рецензии, аналитика и прочий сопутствующий контент. На сайте также представлены статьи про события в мире кино, авторами которых являются профессиональные критики, актеры и режиссеры.
И себе, и людям
Помимо привлечения аудитории, фокус телеканала на эксклюзивном контенте дает еще один плюс — помогает дистрибуции. Фильмы и сериалы в сетке вещания SHOT TV на российском рынке больше нигде не представлены. Тем не менее есть множество желающих демонстрировать этот контент на своих платформах. Для них ООО «Эстет-ТВ» (юридическое лицо вещателя SHOT TV) является единственном окном для его получения.
Андрей Ульянин, директор по контенту SHOT TV:
И участники рынка охотно пользуются этим предложением. У OTT-платформ большой популярностью пользуется VoD-каталог комедий телеканала. Для самых крупных представителей рынка формируются специальные тематические подборки под их запрос. OTT-платформам так легче преподносить этот контент зрителям. Например, можно сформировать подборку черных комедий, самых популярных короткометражек канала или только фильмов – лауреатов фестивалей.
В VoD-каталоге SHOT TV сотни фильмов, права на которые закуплены с возможностью распространения как в эфире, так и в интернете.
Компания занимается не только продвижением зарубежных проектов в России, но и популяризацией отечественного короткометражного контента, как внутри страны, так и на зарубежных рынках, поддерживая кинофестивали и премии, организовывая публичные показы и представляя российские фильмы из своего каталога на международных контент-маркетах.
Все ближайшие планы развития SHOT ТV связаны с формированием единого хаба короткометражного кино в России: компания стремится стать единой точкой входа и эпицентром активности этого рынка, с одной стороны, помогая развиваться российским производителям такого контента не только внутри страны, но и за рубежом, а с другой — представляя этот жанр во всем его международном многообразии для зрителей и игроков отечественного медиарынка.
Расширяя границы
SHOT TV распространяется по всей территории России как через спутник, так и наземным способом. При этом главная цель — доставить телеканал максимально широкой аудитории. А для этого нужно создать для всех операторов в любом регионе страны наиболее комфортные условия для получения телесигнала. Именно для того, чтобы каждый из них мог принять его удобным способом, вещатель пользуется и спутниковой, и наземной доставкой.
При этом представители канала отмечают, что для них предпочтительнее именно наземный способ доставки.
Наталия Зверева, директор по дистрибуции SHOT TV:
Телеканал SHOT TV в HD- и SD-версии доступен для подключения в узлах «Медиалогистики» на всей территории России.