По мнению авторов инициативы, в РФ отсутствует унифицированное правовое регулирование деятельности маркетплейсов. Это «порождает у маркетплейсов, имеющих значительное положение на рынке», неограниченную возможность одностороннего изменения условий работы, в том числе в худшую для продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов сторону. Законопроектом выдвигаются требования к договорам, заключаемым владельцами маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов.
При этом предусмотрено обязательное размещение текста договора в действующей и предыдущих редакциях на сайте владельца маркетплейса в интернете. Требования к порядку осуществления деятельности владельцев маркетплейсов разделят на две группы в зависимости от его «экономического положения». Для первой группы — универсальные требования, единые для всех агрегаторов, в том числе о проверке продавцов и владельцев пункта выдачи заказов, о доведении соответствующих сведений до покупателей, об обеспечении соразмерности санкций выявленным нарушениям.
Во вторую группу включат специальные требования, распространяемые на участников рынка, на которых приходится более 20 % общего объема сделок с использованием маркетплейсов за предшествующий год (речь идет о стоимостном выражении). Они коснутся запрета включения в договор условий о запрете заключать договоры с владельцами других маркетплейсов, о ценовом паритете, о навязывании невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов.
Помимо этого, владельцы маркетплейсов, которые занимают значимое положение на рынке, обязаны будут уведомлять об изменении договора, ухудшающем положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, за 30 дней до их вступления в силу. Помимо этого, они должны будут публиковать на своем сайте «торгово-сбытовую (коммерческую) политику», содержащую информацию о стоимости оказываемых ими услуг, основания предоставления скидок и их размер.
Авторы законопроекта предполагают, что в случае принятия закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Ранее ФАС установила, что Ozon и Wildberries заняли доминирующее положение на рынке маркетплейсов.