img21 июня 2024 в 13:49

Прокуратура впервые выступила с исками к операторам сотовой связи из-за пропуска звонков с подменных номеров

Прокуратура Ленинградской области подала иски к операторам сотовой связи, которые пропустили звонки с подменных номеров. Подобный способ защиты прав пострадавших ранее не использовался в правоприменительной практике.

Прокуратура Ленинградской области подала иски к операторам сотовой связи, которые пропустили звонки с подменных номеров. Подобный способ защиты прав пострадавших ранее не использовался в правоприменительной практике.

Ведомство требует взыскать с мобильных операторов в пользу потерпевших жителей Ленобласти (1940 и 1958 годов рождения) деньги, украденные телефонными мошенниками в результате этих звонков, а также в одном из исков, обязать компанию компенсировать моральный ущерб. О каких именно операторах связи, похищенных суммах и других обстоятельствах произошедшего идет речь, в сообщениях прокуратуры не уточняется.

«Подобный способ защиты прав пострадавших ранее не использовался в правоприменительной практике. Таким образом будет создан дополнительный правовой механизм, позволяющий компенсировать имущественные потери, понесенные обманутыми людьми при бездействии сотовых операторов», — говорится в официальном сообщении прокуратуры Ленобласти.

Прокуратура Ленобласти уточняет, что пропуск мошеннического звонка оператором влечет «ненадлежащее оказание абоненту услуг связи и причинение ему имущественного ущерба в размере материальных потерь, понесенных в процессе либо в связи с ее оказанием».

Телефонные мошенники часто используют схему с подменными номерами телефонов, суть его в том, что иностранный номер звонящего подменяется российским. Российские сотовые операторы обязаны блокировать такие звонки.

Как пишет издание «Ведомости» со ссылкой на источник, в одном из исков речь идет о сотовом операторе «МегаФон». Претензии к компании связаны с нарушением п. 10 ст. 46 федерального закона от 7 июля 2003 года (ФЗ-126) «О связи», рассказал источник издания. В ФЗ-126 указано что в ситуации, когда «инициированное с сети связи иностранного оператора связи соединение сопровождается нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации», оператор обязан прекратить оказание услуг и не пропускать трафик в свою сеть. В своем заявлении прокуратура также ссылается на ст. 13.2.1 КоАП РФ, согласно которой за пропуск звонка с подменного номера оператору грозит административный штраф: для должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб., для ИП — от 400 000 до 800 000 руб., для юрлиц — от 600 000 до 1 млн руб.

Представитель оператора «МегаФон» прокомментировал ситуацию: «Мы не получали иска от областной прокуратуры, однако сам факт таких обвинений в адрес мобильного оператора кажется нам крайне нелогичным. Мы ведем активную борьбу с телефонным мошенничеством. МегаФон был среди первых операторов, начавших строить систему взаимной верификации, на технической основе которой затем появилась государственная ИС «Антифрод». Мы активно блокируем звонки с подменой номера, первыми внедрили персонального помощника, который маркирует входящий звонок с незнакомого номера, подключаем к ИС «Антифрод» малых и виртуальных операторов, чтобы лишить мошенников широкой номерной базы для совершения звонков. Ежедневно мы блокируем более 1 млн нежелательных вызовов с подменой номера. При этом мошенники находят всё новые способы обмана, на которые мы оперативно реагируем, совершенствуя нашу антифрод-систему. Эта работа ведется постоянно несмотря на то, что оператор не может нести ответственности за действия абонента, если тот самостоятельно передает персональные данные третьим лицам».

Ранее «Телеспутник» писал, что за первые пять месяцев 2024 года наблюдается значительное изменение ситуации в сфере прохождения мошеннического трафика через сети операторов связи. Если в предыдущем году количество мошеннических вызовов, достигающих абонентов, составляло приблизительно 75 тысяч звонков в сутки, то в настоящее время этот показатель снизился до уровня около 20–30 тысяч. Большая часть этих вызовов по-прежнему проходит через сети операторов в составе «большой четверки». Представители операторов отмечают, что снижение количества мошеннического трафика удалось добиться благодаря внедрению системы «Антифрод».


Обновление в новости от 15:23: добавлен комментарий «МегаФона».

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий