img15 июля 2021 в 13:32

Дистанционка, что с тобой не так

Пандемия коронавируса затронула буквально все сферы жизни общества, в число которых вошло и образование. Из-за сложившейся ситуации дистанционное обучение (ДО) попало в условия вынужденного педагогического эксперимента на всех уровнях образования. На сегодня эта ситуация немного изменилась, однако в результате такого эксперимента возникли вопросы, породившие разные мнения об эффективности ДО.

Я скорее против дистанционного обучения, потому что сама прошла через него. Да, не в такой степени как школьники, но все же. Под конец четвертого курса мой университет перевели на ДО. В тот самый момент, когда работа над дипломами «кипела». Было очень много вопросов к научным руководителям по поводу написания диплома и его защиты. Поскольку мы не могли лично встречаться — мы созванивались. Представляете сколько таких звонков было у научных руководителей в день? Это было очень неудобно и педагогам, и студентам, но по итогу мы все смогли приспособиться к сложившимся обстоятельствам, хоть это было и непросто.

Но ладно мы, ведь нам уже почти не нужно было учиться. Главная наша задача состояла в завершении работы над дипломами, но были и те, кто в этот момент еще учился. Мои приятели из других курсов отметили, что слово «учился» здесь не подойдет, скорее «отмечался». Понятное дело, что тут многое зависит от самого человека. Тот, кто хочет получить знания — обязательно получит, а тот, кто не хочет — нет. Во время очного обучения, сидя за партами, даже те студенты, которые пришли ради того, чтобы отметиться, какие-то знания, но получали, а во время дистанционных занятий — нет, потому что студент может отметиться и пойти заниматься своими делами. Об этом говорят и многие эксперты. К примеру, первый заместитель председателя по образованию Государственный думы Олег Смолин считает, что если у ребенка нет достаточной мотивации, то он фактически прогуливает дистанционные уроки и лекции, даже если формально на них присутствует. «Я уже не говорю о том, что дистанционное обучение в том виде, как сейчас, нарушает все возможные санитарные нормы и правила — в первую очередь это касается перегрузки зрения», — заявил он «Газете.Ru».

Картинка №1.jpg

Некоторые педагоги были просто не готовы к удаленному формату — многие из них так и не смогли научиться считывать обратную связь аудитории. Из-за этого ученики оказались оторванными от контекста учебного процесса. Но это не самое страшное. Хуже, когда уроков и вовсе нет. Так было у моей сестренки, которая училась в восьмом классе. У нее не было уроков три месяца. На протяжении этого времени ее классу просто отправляли домашние задания и все. То есть не было ни объяснений новых тем, ни работы над ошибками, да вообще по сути ничего. Вы можете себе это представить? Три месяца без уроков? И это не каникулы, а учебное время.

Все это произошло из-за того, что многие учителя и преподаватели не знали, как переработать методику, какие инструменты выбрать, рассказал эксперт и руководитель регионального представительства Международной ассоциации спортивной и образовательной робототехники (МАСОР) Николай Пак. «Кто-то выбирал путь “задать побольше домашки”, но здесь нет их вины — педагогов просто не готовили к этому. Сейчас все доступно, все есть в интернете. Другое дело — кто это проверяет. Как ребенок будет уверен, что он впитывает именно нужные знания? Фильтров нет. Раньше это были учителя и профессора, а сейчас нас ждет поколение людей с кашей в голове, без системных и фундаментальных знаний», — сообщил он.

Также я столкнулась с дистанционным обучением на курсах по английскому языку. Изначально я училась очно, однако коронавирус внес свои коррективы. Дистанционное обучение было не таким продуктивным, как очное. Дело в том, что в онлайн-уроке трудно включить всех учащихся в общее обсуждение. Обычно в дискуссии принимают участие лишь 15-20% присутствующих. Порою, даже если ты хочешь поучаствовать в обсуждении — ты не можешь, потому что тебя либо не замечают, либо возникают какие-то неполадки в подключении, либо просто не остается времени.

Картинка №2.jpg

Минусы дистанционного обучения:

1. Нужна сильная мотивация

Не все школьники и студенты хотят учиться. Однако одно дело — когда рядом педагог, который «подгоняет» и одноклассники, одногруппники (перед которыми бывает стыдно), а другое дело, когда «надзирателей» и «соперников» нет.

2. Нет «живого» общения

Дистанционный формат обучения плохо подходит для развития навыков «живого» общения. Даже в том случае, если речь идет об онлайн-обучении, когда все в виртуальном классе видят и слышат друг друга. Технические средства являются определенной стеной.

3. Нехватка практических знаний

Отличие дистанционного обучения от традиционного состоит в том, что нет «живой» практики. Без этого очень трудно освоить изучаемое ремесло.

4. Непредвиденные обстоятельства

Сбои в электричестве или интернете могут возникнуть прямо во время урока, а иногда и во время экзамена или даже защиты диплома. В моей группе у одной девушки зависла платформа, на которой мы защищали свои дипломы. В итоге она больше переживала не за то, как хорошо защитить диплом, а как решить проблему со сбоями.

Невзирая на все эти минусы, у дистанционного обучения есть и плюсы:

1. Время

Экономится время на дорогу. Вместо того, чтобы тратить время на дорогу, обучающийся может потратить его на «штудирование» того или иного материала.

2. Возможность учиться где угодно

Учиться можно в любой точке мира, не выходя из дома. Чтобы приступить к обучению нужен лишь компьютер с доступом в интернет.

Конечно, плюсов и минусов дистанционного обучения гораздо больше, чем я написала. Но я решила перечислить только те, с которыми столкнулась лично.

На мой взгляд, гибридное обучение — это самый оптимальный вариант на данный момент. Считаю, что если совместить онлайн- и оффлайн-форматы, то получится более удобное, современное и качественное образование. Такого же мнения придерживается и основатель Digital Dolina Максим Спиридонов. В интервью «Телеспутнику» он рассказал, что идеальным форматом на сегодня является смешанное обучение, когда часть информации дается без географической привязки и в удобном для пользователя темпе, то есть в онлайне, а какая-то часть проходит в оффлайне. По его словам, в образовательном учреждении нужно собираться для обсуждения тем и работы с преподавателями. Это помогает сохранять уровень мотивации на протяжении всего образовательного процесса.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий