img22 марта 2022 в 14:38

Онлайн кочевники: что случилось после блокировки Instagram* в России

C 14 марта Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры ограничил доступ ксоциальной сети Instagram (признана экстремистской организацией и запрещена натерритории РФ) на территории России. 

Таков был ответ ведомства на заявление Meta Platforms (признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ) о том, что компания временно разрешает Instagram и Facebook (признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ) не блокировать призывы к насилию в отношении россиян, в том числе военнослужащих. Кроме того, отмечалось, что на платформах не будут удалять призывы к смерти в адрес лидеров России и Белорусии.

Как только Роскомнадзор заговорил об ограничении доступа, представители Meta переформулировали свое заявление и пояснили, что запрет на призывы к насилию распространяется только на российских военных, но не на гражданское население РФ, а новая политика будет применяться только на Украине, кроме того, компания не потерпит русофобии и любой дискриминации россиян на своих платформах.

Однако, ограничения доступа начались в ночь с 13 марта на 14 и первыми без выхода в соцсеть остались жители Дальнего Востока.

За неделю с 14 по 18 марта более тысячи блогеров-миллионников остались без своего заработка и аудитории. Доход всех блогеров от рекламы в Instagram достигал $100 млн в год, а ежедневно в российском сегменте Instagram появлялось 38 млн постов разных авторов.

Опрос, который провел совет блогеров при Совете Федерации, показал, что 67% российских пользователей потеряли свой доход. Об этом  сообщает Forbes со ссылкой на исследование, в котором приняли участие 55 тысяч человек. Согласно опросу, доход теряют не только блогеры, которые зарабатывают за счет рекламы, — 8 % респондентов, но и самозанятые пользователи или индивидуальные предприниматели: репетиторы, юристы, фотографы и другие (35,5 %). Также страдают предприятия, которые привлекали клиентов только через «Инстаграм» (25 %), представители малого бизнеса (18 %) и сотрудники блогеров (13,5 %). 60 % респондентов зарабатывают с помощью «Инстаграма» от 10 000 до 100 000 рублей, а 21 % — свыше 100 000 рублей. Для 63,3 % опрошенных эта соцсеть — единственный источник дохода.

После закрытия доступа к площадке россияне начали активно возвращаться в соцсеть «ВКонтакте» и осваивать Telegram. Так, пресс-служба VK отметила, что 14 марта было опубликовано на 95 % больше историй, чем неделей ранее, количество авторов историй увеличилось на 71 %, а просмотры выросли более чем в 2 раза (на 132 %). Также более чем в 4 раза (на 369 %) увеличилось количество созданных за 7 дней сообществ (по сравнению со средним недельным показателем).

Теперь «ВКонтакте» пользуются более 50 млн человек в день, это также стало новым рекордом по дневной аудитории в России. По данным Brand Analytics, в феврале и марте 2022 года «ВКонтакте»  стала самой популярной площадкой по активности авторов и количеству публикаций.

Telegram также отмечает прирост новых пользователей. Сервис начал активно расти с 24 февраля. К таким выводам пришли специалисты «МегаФона» на основе анализа мобильного интернет‑трафика с помощью инструментов Big Data. За первые две недели марта доля Telegram в общем объеме трафика в мессенджерах увеличилась с 48 % до 63 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого месяца.

А с момента появления сообщения о планах заблокировать Instagram, на российские Telegram-каналы подписались более 40 млн новых пользователей. К обычным людям присоединились звезды и крупные блогеры, однако они существенно потеряли в аудитории:

Ольга Бузова, Instagram 23,3 млн → Telegram-канал 759 тысяч, конверсия 3,3%

Настя Ивлева, Instagram 18,9 млн → Telegram-канал 669 тысяч, конверсия 3,5%

Павел Воля, Instagram 15 млн → Telegram-канал 146 тысяч, конверсия 0,97%

ТНТ online, Instagram 13,8 млн → Telegram-канал 59,6 тысяч, конверсия 0,4%

Иван Ургант, Instagram 10 млн → Telegram-канал 210,6 тысяч, конверсия 2,1%

Сейчас рекламный бизнес в России переживает кризис. Уходят крупнейшие рекламодатели, которые заказывают не только медийную рекламу, но и креативные спецпроекты, вовлечение блогеров, амбассадорство. С другой стороны, бизнес мигрирует на новые платформы и ему потребуется продвижение. В последнее время профессионалы сосредотачивались исключительно на работе с алгоритмами Instagram, создавая и развивая новые профессии, например, инста-маркетолог и производные от них. Другие площадки остались в тени и теперь многим специалистам, пользователям и представителям бизнеса предстоит большая работа по адаптации.

* Признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ

#

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий