Телевидение для людей исторически – это прежде всего источник информации и развлечений. И пакеты Спутникового ТВ МТС формируются, исходя именно из этих потребностей: информационного и развлекательного контента у нас в избытке.
Кроме того, спутник — доступная технология как в плане стоимости, так и географии. В частном секторе, на отдаленных территориях она становится просто незаменимой. Оборудование для приема спутникового ТВ довольно мобильно и это тоже большой плюс: при переезде его легко можно взять с собой и установить на новом месте жительства.
После перехода в прошлом году с аналогового ТВ на цифровое вещание мультиплексов мы наблюдали определенную выжидательную позицию со стороны абонентов. Люди ждали, когда начнется полноценное вещание 20 бесплатных каналов, а потом смотрели, нужно ли им платное телевидение. Оказалось – нужно. С начала 2020 года интерес к нашим сервисам ощутимо увеличился, а пандемия и связанные с ней ограничения еще больше стимулировали к подключению Спутникового ТВ и, в первую очередь, конвергента, поскольку широкий выбор контента отвечает современному запросу обычного пользователя, а доступ к интернету становится обязательной составляющей современной повседневной жизни.
Спутниковое телевидение МТС активно присутствует на рынке всего 3,5 года и нам сложно говорить, каким был пользователь раньше. Меняется ли пользователь? Да, но не слишком быстро. И если четыре года назад, когда мы выходили на рынок, важным фактором выбора провайдера спутникового ТВ была цена – у большинства игроков высокая стоимость оборудования оставалась барьером для подключения, - то сейчас запрос пользователя более комплексный. Его интересует как стоимость оборудования – для многих в условиях ограничений пандемии фактор цены стал даже более значимым, - так и наличие дополнительных возможностей, и качество, и разнообразие контента.
Сейчас можно отметить несколько категорий перспективных абонентов. Это жители строящихся в регионе в большом количестве коттеджных поселков, которые предпочитают определенный уровень комфорта и сервиса, — они активно подключают спутниковое телевидение. Наши услуги высоко востребованы в развивающихся зонах отдыха у моря и в гостевом сервисе в целом. Потребитель рекреационных услуг стал более требовательным, а рынок их предоставления - более цивилизованным. Поэтому развивается b2b спутниковый сегмент.
И важная особенность Ростовской области в том, что тут преобладает сельское население, среди которого популярность спутникового телевидения тоже растет, особенно с учетом развития нашей конвергентной линейки. Для сельчан, проживающих преимущественно в частном секторе, это вообще безальтернативное по качеству, стоимости и удобству решение. И как раз сейчас – по окончании сезонных работ именно эта аудитория становится основным источником новых подключений.
Нет таких. Вся Ростовская область находится в зоне уверенного приема спутникового сигнала. У нас есть единственный спутник с широким лучом, который расположен на орбите на 75 градусе восточной долготы (речь идет о спутнике ABS-2A, с которого вещают пакеты каналов СТВ МТС, — прим. ред.). Он обеспечивает качественный прием не только в Ростовской области, но и практически на всей территории страны.
Вопрос качественных трансляций на севере России МТС решает за счет продаж антенн большего радиуса. На Чукотке и Камчатке мы не вещаем, поскольку до этих территорий луч спутника не пробивает.
В крупных городах — Ростов, Шахты, Таганрог — конкуренция между операторами высока. Здесь пользователи чаще предпочитают кабельных операторов, потому что это удобнее и, может быть, на входе цена выгоднее.
Но МТС работает и как кабельный оператор, предоставляя доступ к кабельному телевидению в упомянутых городах, и как спутниковый. В сельской местности, частном секторе или пригородах приоритет у спутникового оператора: там не везде доступен кабель. Помимо этого, зачастую контентное предложение небольших кабельных операторов существенно уступает тому, которое предлагает МТС, а абонентская плата при этом выше.
Треть населения Ростовской области проживает в селах, это выше, чем в среднем по России. Да и в городах много одноэтажных домов, жители которых предпочитают спутниковое телевидение. И при этом мы знаем, что если абонент пользуется услугами кабельного ТВ от МТС в городе, то велика вероятность, что он подключит наше спутниковое ТВ на даче.
С учетом этой специфики мы чувствуем себя в регионе уверенно.
Судя по аналитическим отчетам, мы уже больше года лидируем среди спутниковых операторов по увеличению абонентской базы в абсолютных значениях. Кто-то из абонентов стабилен, кто-то теряет базу. База Спутникового МТС в России прирастает примерно на 50 тысяч новых абонентов каждый квартал. Да, мы связываем это с наличием уникального предложения на рынке — конвергентным решением, включающим спутниковое телевидение и мобильный интернет. Если анализировать рост продаж, то более двух третей новых подключений были как раз по конвергентному продукту. Пик пришелся на период самоизоляции: март, апрель и май.
При этом конвергент хоть и важная, но не единственная составляющая нашего успеха. Мы предлагаем еще и отличный контент по очень привлекательной стоимости. Есть операторы, которые предлагают большой выбор каналов, но, например, за UHD-контент или определенные тематические пакеты надо платить отдельно.
У нас уже основное предложение – это большой маркетплейс с широким выбором. Но узкопрофильные и дорогие каналы мы выделили в отдельные пакеты, чтобы за них платил только тот, кому нужны именно они.
Вопреки нашим опасениям в начале пандемии, она даже стимулировала спрос на подключения. Уже в начале пандемии мы увидели, что потребность в наших продуктах растет. Нам пришлось быстро перестроить текущие бизнес-процессы в связи с учетом введения ограничений в регионе. Мы установили дополнительный регламент проверки сотрудников, обеспечили их средствами индивидуальной защиты. В целом довольно быстро вошли в новый ритм.
Несмотря на введенную в регионе систему ограничений, мы оперативно начали обработку поступающих заявок. Спрос на конвергент в период самоизоляции вырос в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Важным фактором в увеличении спроса стало еще и вещание регионального канала в пакете МТС, потому что местные новости всегда важны для пользователей.
Мы используем разные каналы сбыта. В нашем регионе развита собственная розница, собственная агентская сеть, есть партнерский канал и крупные федеральные ритейлеры. Мы равномерно распределяем ресурсы и покрываем всю территория региона.
При этом для каждой целевой аудитории существует адресный канал продаж, что делает их эффективными и позволяет привлекать качественную абонентскую базу. Так, агентская сеть наиболее актуальна в сельской местности. В небольших населенных пунктах есть наши сотрудники, к которым можно обратиться либо за подключением, либо по поводу обслуживания. У городского населения больше выбора в том, где купить наше оборудование. Это и собственная сеть, и локальные партнеры, и интернет-площадки. Поэтому каждый покупатель может выбрать наиболее удобную и привычную для него форуму покупки.
Потенциальные пользователи, которые обращаются за консультацией и еще не выбрали спутникового оператора, всегда спрашивают о наличии тех или иных каналов. Высокий запрос, например, на Discovery, среди спортивных — на Eurosport и «Матч ТВ». Поклонники кино и сериалов часто спрашивают о каналах Fox и «Дом кино». И эти рейтинговые каналы есть в наших пакетах.
Когда наши агенты рассказывают о продукте, то упоминают и менее популярные каналы, отталкиваясь от того, чем изначально заинтересовался клиент. Это могут быть «Охота и рыбалка», MotorTrend, «Усадьба» и другие.
Каждый подключает ТВ, чтобы смотреть интересные именно ему каналы из того широкого перечня контента, который мы предлагаем.