Мероприятие прошло в прогрессивном и безопасном онлайн-формате, собрав вместе более 300 профессионалов в сфере MVNO. Генеральным партнером выступил оператор Yota, платиновым спонсором – Tele2 Россия, серебряным спонсором – компания Bercut. Также конференцию поддержали ПАО «Ростелеком» и MCN Telecom.
Онлайн-формат проведения обеспечило техническое решение компании CDNvideo. CDNvideo это готовая медиаплатформа для вещания в Интернете. Хранение и обработка контента, составление плей-листов и программы передач, защита и монетизация, а также самая быстрая сеть доставки контента в России. Прямые трансляции или видео по запросу (скидка на трафик 20% по промокоду TD1606).
Конференция MVNO Russia является ежегодной публичной площадкой для представителей крупнейших MVNO-проектов в России. В этом году ее деловая повестка включала в себя взгляд экспертов в будущее MVNO в эпоху карантина, кейсы в области эффективных стратегий и бизнес-моделей на рынке MVNO, а также роль MVNO в банковском бизнесе.
По данным ИАА TelecomDaily, российский рынок услуг мобильных виртуальных операторов по итогам 2019 года достиг 10 млн абонентов, годовой прирост новых контрактов составил 800 тыс., а количественный рост новых контрактов за 2019 год — 8,7%. По количеству подключенных пользователей лидируют Yota с долей 55%, «Ростелеком» с долей 17% и «Тинькофф Мобайл» с долей 9%. Также в пятерку крупнейших игроков на рынке MVNO входят «Сбербанк» и МГТС – у них по 6% от совокупной базы MVNO.
Участники мероприятия констатировали, что российский рынок MVNO пережил период самоизоляции, однако, несмотря на позитивные тренды — например, рост голосового и дата-трафика — воспользоваться кризисом для наращивания выручки или абонентской базы не получилось. Если массовый сегмент просел в основном из-за закрытия точек продаж SIM-карт и отсутствия трафика в остальных локациях, то бизнес-сегмент пострадал серьезнее. Вернуться к развитию, то есть к новым проектам, партнерствам и запускам, можно будет не ранее осени, когда ситуация с пандемией прояснится окончательно.
Дмитрий Рудских, директор по продуктовому маркетингу Yota считает, что недоверие абонентов к небольшим виртуальным операторам сотовой связи постепенно снижается — в связи с пандемией к ним даже вырос интерес. Что касается сети Yota, то он отметил, что существенного роста голосового трафика они не заметили, однако фиксировали перераспределение интернет-трафика в период карантина.
Алексей Чернецов, директор проектного офиса MVNO «Ростелеком» отметил, что с приходом пандемии структура потребления услуг абонентами меняется, и этот год совершенно не похож на предыдущий. Он настаивает, что позитивные тренды есть. Это рост интерконнекта, увеличение времени нахождения абонентов в сотовой сети, а также ARPU.
Сергей Волков, директор по развитию сегмента виртуальных операторов и партнерств «Tele2 Россия», перечислил факторы, тормозящие развитие MVNO — от регуляторных (удаленная идентификация и eSIM еще не до конца регламентированы законодательно) до сложности выбора ниши под MVNO и найма команды для продвижения таких проектов.
MCN Telecom, как оператор, ориентированный на SMB-сектор, отмечает явную негативную динамику коронавируса для B2B-рынка. «Мы увидели, что трафик в карантин снижался до 30%, сейчас он возвращается. Даже начали рассматривать варианты для диверсификации нашего предложения. Например, подключать клиентов из B2C, продвигать услугу зарубежного роуминга — когда он снова станет актуальным. Это отдельная ниша для развития, а у нас есть возможность предоставить минимальные цены. Продолжаем искать те продукты, которые заинтересуют наших клиентов», — говорит генеральный директор MCN Telecom Александр Мельников.
Директор группы продуктового маркетинга компании «Беркут» Иван Рыль согласен с тем, что в B2B-секторе этой весной наблюдалось драматическое падение. Он полагает, что в связи с этим новым игрокам было бы проще сразу ориентироваться на массовый сегмент, в крайнем случае — искать свою востребованную нишу.
По прогнозам ИАА TelecomDaily, рынок MVNO в России по итогам 2020 года может составить порядка 11 млн абонентов. Интерес к предложениям виртуальных игроков и рост потребления дата-трафика, вызванные режимом самоизоляции, станет позитивным трендом для рынка, модели потребления новых цифровых услуг будут закрепляться в сегменте массовых пользователей.