Форум открыла секция, посвященная теме госрегулирования рынка. Ее участники обратили внимание на недопустимость позиции, которую заняли управляющие компании в отношении законопроекта о недискриминационном доступе. Вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России Михаил Силин призвал всех операторов «вооружиться общей позицией» вне зависимости от того, когда будет принят законопроект. «Счастье никогда не было так близко», — такими словами выразила свое отношение к перспективе принятия законопроекта заместитель директора «Уфанет» Ирина Шлёнкина. Директор по правовым вопросам «Инсис» Ольга Шахметова обратила внимание на то, что Госдума в текущей осенней сессии отдала приоритет другим законопроектам, тем не менее, она предположила, что недискриминационный доступ в России будет. Президент Ассоциации компаний связи Алексей Стуров убежден, что решение о принятии документа уже принято несмотря на то, что Комитет Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству вставляет палки в колеса.
В рамках круглого стола «Существует ли кадровый голод?» была затронута проблема кадров. Эксперты признались, что кадрый голод в компаниях отрасли есть — более того, он усугублен низкой рождаемостью и оттоком специалистов после начала спецоперации на Украине. Коммерческий директор «Ситилинк» Алексей Малев обратил внимание на развитие новых рынков, в частности, доставку продуктов, куда потенциальные сотрудники идут охотнее, чем на телеком-рынок. Он уточнил, что особо остро стоит проблема с поиском технического и управленческого персонала. Генеральный директор «Уфанет» Искандар Бахтияров рассказал, что компания подготовилась к этому процессу и подняла зарплату сотрудникам на 25 %. Несмотря на все трудности, необходимо адаптироваться к новым условиям, заключили эксперты.
Участники круглого стола «Перспектива развития наземной доставки» обсудили вопрос необходимости доставки телеканалов при помощи наземной инфраструктуры в связи с участившимися атаками на российские спутники. Руководитель отдела телеком-услуг ГК «Орион» Андрей Труфанов считает, что в реалиях такой страны как Россия отказываться от спутника нельзя. Руководитель контентного комитета Ассоциации «Ростелесеть» Виталий Корнеев обратил внимание на отсутствие конкуренции на рынке доставки контента и на то, что ее нужно создавать. Надо улучшать возможности и способы доставки, подчеркнул он. Споры также вызвал вопрос, кто из участников рынка должен платить за доставку контента. Директор по логистике медиаконтента «РТП Медиа» Виталий Куликов убежден, что это должен быть телеканал. Генеральный директор «ЛАНТА» Александр Васильев отметил, что за все в конечном счете платит абонент.
На круглом столе «Изменения на рынке дистрибуции контента» эксперты рассуждали о последствиях закона о запрете ЛГБТ-пропаганды для медиаотрасли, запуске новых телеканалов и особенностях закупки контента в так называемых дружественных странах. Генеральный директор «Сигнал Медиа» Татьяна Ковальчук охарактеризовала ситуацию с соблюдением закона словами «тотальная ошибка медиаотрасли». Требования, которые предъявляются к телеканалам и видеосервисам, хоть и справедливые, но очень жесткие: вещатели не успевают перестроиться, посетовала она. Директор по развитию и маркетингу «Медиа-Телеком» Алла Павлова призналась, что компании в связи с соблюдением закона пришлось убрать часть контента из эфира. Генеральный директор «Тайм Медиа Групп» Степан Ковалев и генеральный директор «Первый ТВЧ» Максим Полухин рассказали о том, какой объем работы пришлось проделать для приведения контента в соответствие нормам. Люди работали по ночам и по выходным, сообщил Максим Полухин. Для THEMA RUS вопрос запрета ЛГБТ-пропаганды оказался вдвойне проблематичным, поскольку компания распространяет европейские телеканалы: приходилось резать фильмы, некоторые — и вовсе снимать из эфира, а также менять возрастную маркировку, посетовала директор по продажам Екатерина Якушенко.
Кроме того, эксперты обсудили закупки контента в зарубежных странах. Татьяна Ковальчук заявила, что качественного контента стало меньше, а тот, что есть, явно переоценен. Западные мейджоры ушли с рынка РФ и эта ситуация привела к росту пиратства. Контента стало меньше, но он есть, не согласился Максим Полухин. «Первый ТВЧ» работает через дистрибьюторов и закупает контент на новых рынках, например, в ЮАР и Южной Корее. Хорошего контента много, согласилась Алла Павлова. С «Медиа-Телеком» продолжают сотрудничать американские дистрибьюторы, помимо того, компания смотрит в сторону Китая и Южной Кореи.
Круглый стол «Место оператора связи на растущем рынке ОТТ» стал местом обсуждения потребления контента в операторских видеосервисах, конкуренции региональных операторов и крупных платформ. Генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин обратил внимание на то, что в операторских сервисах линейное телесмотрение имеет высокую долю. Генеральный директор «24ТВ» Владислав Дубров рассказал, что в сервисе первое время линейное смотрение действительно лидировало, но потом стали отучать пользователя от линейного контента. Директор департамента ТВ-каналов Start Гульнара Китанова считает, что важен не процент смотрящих линейное ТВ от всей базы, а общее время, которое пользователь проводит на платформе. По мнению Михаила Силина, даже если пользователи смотрят телеканалы в архиве, то они по-прежнему смотрят телевидение — это просто новая форма потребления ТВ-контента.
Региональным операторам не стоит конкурировать с большими платформами, а задействовать агентские схемы, делая ставку на длительную подписку на онлайн-кинотеатры, убежден Алексей Бырдин. С ним не согласился Михаил Силин: если у оператора есть свой видеосервис, то пустить конкурента по агентской схеме означает смерть кабельному ТВ. Участники круглого стола обратили внимание на то, что у кабельных операторов есть ряд преимуществ перед онлайн-кинотеатрами, в частности, более низкое время задержки передачи сигнала, более быстрое переключение телеканалов, а также гарантированное качество. Но если ничего не предпринимать для улучшения сервиса, то абоненты уйдут в ОТТ-среду.
Форум MUSE предложил не только содержательную и насыщенную деловую программу, но и прошел в дружной атмосфере, вновь доказав, что является местом зарождения дружелюбных отношений участников операторского сообщества.