img08 декабря 2021 в 10:30

Исследование: пользователи приобрели более 4 млн «умных» колонок, объем рынка достиг 14 млрд рублей

2021 год создал по-настоящему массовый спрос на «умные» колонки в России: по оценке Just AI, в стране будет продано 2,9 млн «умных» колонок, экранов и ТВ-приставок с голосовыми ассистентами. Объем рынка составит 14 млрд рублей — это значимая цифра с учетом того, что вся ниша «умных» колонок в России занята устройствами, разработанными исключительно отечественными ИТ-компаниями.

2021 год создал по-настоящему массовый спрос на «умные» колонки в России: по оценке Just AI, в стране будет продано 2,9 млн «умных» колонок, экранов и ТВ-приставок с голосовыми ассистентами. Объем рынка составит 14 млрд рублей — это значимая цифра с учетом того, что вся ниша «умных» колонок в России занята устройствами, разработанными исключительно отечественными ИТ-компаниями.

Импульс продажам придал выход на рынок новых девайсов в эконом-сегменте, утверждают в Just AI. Из 2,9 млн девайсов около 810 000 устройств будет приходиться на линейку «Сбера», 250 000 — на «умные» колонки «Капсула» от VK, остальное — на устройства от «Яндекса».

За трехлетный период (2018–2021 гг.) на руках у российских пользователей будет более 4 млн «умных» колонок, экранов и «умных» ТВ-приставок: 70 % рынка — устройства «Яндекса» с ассистентом Алисой, 21 % – устройства «Сбера» с ассистентами семейства Салют и 9 % — «умные» колонки «Капсула» с ассистентом Маруся от VK.

По итогам телефонного опроса, проведенного Just AI в ноябре 2021 года, россияне по-прежнему используют голосовых помощников в основном на смартфонах — так ответили 80% респондентов. Однако доля «умных» колонок в сравнении с прошлым годом выросла на 10% (с 6 до 16%).

За год значительно расширился и спектр кейсов применения ассистентов. С 7% до 18,7% увеличилась категория «музыка и кино», причем кино ранее не фигурировало вовсе и появилось в ответах именно вследствие выхода на рынок ТВ-приставок и «умных» экранов. Растет доля пользователей, которые применяют ассистентов для управления «умным» домом и другого, более сложного функционала (поиск рецептов, денежные переводы). Все больше становится запросов на детский развлекательный контент.

В Just AI прогнозируют, что в 2022 году борьба за пользователя будет идти не только за счет ценовой политики (сейчас самое демократичное по стоимости устройство — SberBox от «Сбера» за 2990 рублей, самое премиальное — «умный» экран SberPortal за 29 990 рублейц), но и за счет роста качества устройств и сервисов, которые они предлагают.

Активная конкуренция вынуждает основных игроков рынка «умных» колонок вырабатывать свою стратегию в борьбе за аудиторию. Для «Сбера» это технологичность устройств, мультимодальность сервисов, развитие экосистемы и девелоперского сообщества. Для «Яндекса», выпустившего первого и до сих пор самого популярного в России ассистента, — разнообразие поверхностей, на которых работает Алиса: от браузера и навигатора до умных колонок и часов. VK делает ставку на лояльность своей аудитории, интеграцию ассистента с социальной сетью «ВКонтакте» и эмоциональную привязку к бренду.

Все технологические новинки, в том числе «умные» колонки, общество принимает постепенно, рассказали «Телеспутнику» в Just AI. «Этот процесс описан как волна принятия инноваций в книге “Диффузия инноваций” социолога Эверетта Роджерса: первыми на хайтек-новинки обращают внимание гики и новаторы, вторыми — визионеры и ранние последователи и только затем — раннее большинство, составляющее примерно треть населения. Представители раннего большинства довольно консервативны по своей природе, поэтому если они начинают покупать беспроводные наушники или те же “умные” колонки, то можно сказать, что новинка получила массовое распространение», — пояснили в компании. Приобретать «умные» колонки побуждает то, что пользователи все чаще видят такие устройства в гостях у друзей, в офисах крупных компаний, отелях и отмечают их полезные и развлекательные функции. «Рост объема продаж связан с тем, что качество голосовых сервисов растет, так как крупные игроки вкладывают в распознавание речи и разработку новых навыков для ассистентов. Еще одна причина состоит в маркетинговых активностях ведущих компаний», — добавили в Just AI.

Ранее сообщалось, что продажи «умных» колонок в России выросли в 2,7 раза.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий