Из исследования следует, что рейтинг самых часто используемых девайсов для дома у россиян возглавил робот-пылесос (58 % из числа пользователей «умными устройствами»). Второй по популярности ответ в этой группе — умная колонка (44 %). На третьем месте с ощутимым отрывом от лидеров сразу несколько устройств: смарт ТВ (12 %) и умное освещение/умная розетка (10 %).
«Женским» девайсом скорее можно назвать робот-пылесос (65 % vs. 51 % среди мужчин) и умную колонку (49 % vs. 40 % среди мужчин), «мужским» — смарт ТВ (16 % vs. 7 % среди женщин).
Не пользуются «умными» устройствами для дома 72 % россиян, показатель максимален в группе активных телезрителей — 95 %. Безразличны к современным технологиям также представители старшего поколения 60+ лет (не пользуются 87 %), россияне со средним образованием и ниже (85-86 %), а также жители сел (82 %).
По словам социологов, портрет типичного пользователя «умными» устройствами выглядит так: россиянин 25-34 лет (45 %), с высшим или неоконченным высшим образованием (39 %) и хорошим материальным положением (37 %), проживающий в одной из столиц — Москве или Санкт-Петербурге (42 %). Доля ежедневных пользователей в этих группах составляет не менее 20 %.
Для работы большинства «умных» устройств требуется бесперебойный доступ к Wi-Fi. Видимо, поэтому их гораздо активнее используют россияне, отдающие предпочтение интернету или смешанной модели медиапотребления (35-32 % vs. 4 % в группе активных телезрителей).
С той или иной периодичностью «умными» девайсами для дома пользуются более четверти россиян (28 %), в том числе 14 % — ежедневно, 9 % — несколько раз в неделю. То есть, пользование домашними смарт-технологиями носит преимущественно регулярный характер.
Несмотря на все преимущества «умных» девайсов пользователей настораживает их способность собирать широкий спектр сведений о владельцах и их жилищах с помощью встроенных камер и датчиков. Об этой особенности «умных» девайсов россияне информированы скорее поверхностно: 38 % наслышаны без подробностей, 25 % знают хорошо. В общей сложности доля осведомленных составляет 63 %. Для каждого третьего россиянина данная информация оказалась новой — 36 % в ходе опроса впервые узнали о том, что смарт-девайсы способны «следить» за пользователями. В группе селян и активных телезрителей такой ответ звучал от каждого второго (46 % и 49 % соответственно).
Максимальную информированность демонстрируют те, кто знаком с «умными» устройствами не понаслышке. Так, среди пользователей девайсами уровень общей информированности достигает 79 %, среди россиян без подобного опыта — 57 %.
О том, что смарт-устройства умнее, чем кажется, также чаще осведомлены мужчины (72 % vs. 56 % среди женщин), россияне 25-44 лет (69-73 %), граждане с высшим и неоконченным высшим образованием (72 %), жители мегаполисов (79 %).
Главная угроза того, что «умные» устройства собирают персональные данные пользователей, видится россиянам в возможности передачи этих данных третьим лицам (15 %). Еще 6 % ответили, что сбор и анализ информации о пользователях представляет собой вторжение в личную жизнь, нарушение прав и свобод, 5 % не исключают возможность слежки/шпионажа через «умные» девайсы.
По мнению каждого пятого, сбор широкого спектра информации о пользователях смарт-девайсами не представляет никаких угроз (21 %), а у каждого третьего данный вопрос вызвал затруднения (34 %).
Оптимистично настроенных (не видящих угроз) больше среди пользователей «умных» девайсов (34 % vs. 16 % среди «непользователей»), молодежи 18-34 лет (34-33 %) и активных потребителей интернета (31%).
Меньше всего в данной теме разбирается старшее поколение (затруднились 49 %) и россияне, предпочитающие телевидение интернету (55 %).
Какие-либо действия, препятствующие сбору персональных данных, предпринимают 23 % пользователей «умных» устройств (доля группы — 28 %). В числе самых частых мер по защите конфиденциальности — заклеивание веб-камеры ноутбука (12 %) и отключение девайсов от сети (6 %). Не предпринимают ничего подобного 76 % пользователей смарт-девайсов.
Ранее «Телеспутник» писал, что если несколько лет назад главным инструментом для управления «умным» домом был смартфон, то сейчас таким связующим звеном все чаще становятся смарт-колонки с голосовым управлением. Так в сети «МегаФон Ритейл» этот тип устройств занял самую большую долю продаж — 62 %.